Человек и природа в ранней лирике С.А. Есенина

Курсовая работа в которой изучена и систематизирована критическая литература по данной теме, проанализировано своеобразие художественного стиля поэта, рассмотрены основные направления в творчестве Есенина.
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.10.2022
Объем файла
57 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Сергей Есенин поэт короткого творческого и жизненного пути (он прожил всего тридцать лет), но оставленное им наследие стало огромным художественным богатством. В нем нашлось место всему: противоречиям, жизненным перипетиям, сложным моментам того переходного времени, исканиям и пробам.
Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву.
Русский фольклор имеет главную особенность – строится на принципе параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
Именно эта черта народной поэзии и легла в основу лирики Сергея Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем.
У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии.

Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности творчества Сергея Есенина5
1.1.Краткий обзор творчества поэта5
1.2.Художественные особенности и основные направления творчества Сергея Есенина7
Глава 2. Взаимосвязь человека и природы в ранних стихотворениях С. Есенина14
Заключение22
Список литературы24

Список литературы

Бузник, В.В. Русская советская литература / В. В. Бузник. – Москва: Просвещение, 2008. – 240 с.
Воронова, О. Е. Творчество С. А. Есенина в контексте традиций русской духовной культуры: автореф. дис. … д-ра филол. наук / О. Е. Воронова ; Моск. гос. открытый ун-т. – М., 2000. – 51 с.
Есенин, С. Собрание сочинений в трёх томах / С. Есенин. – Москва: Правда, 2008. – 490 с.
Занковская, Л. В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы 20-х годов ХХ века: автореф, дис. … д-ра филол. наук / Л. В. Занковская ; Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2002. – 34 с.
Карпов, Е. Л. С. А. Есенин: библиогр. справ. / Е. Л. Карпов. – 2-е изд., доп. и испр. – М. : Высшая школа, 2002. – 239 с.
Кошечкин, С. П. "Весенней гулкой ранью..." / С. П. Кошечкин. - М.: Академия, 2014. – 313 с.
Кременцов, Л.П. Русская литература XX века / Л. П. Кременцов. – Москва: Академия, 2012. – 370 с.
Ларионов, А. Гений России / А. Ларионов // Слово. – 2005. – № 5. – С. 1-2.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 2008. – 440 с.
Локшина, Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. / СПб: Просвещение, 2009. – 155 с.
Марченко, А. М. Поэтический мир Есенина / А. М. Марченко. - М., 2012. – 177 с.
Прокушев, Ю.Л. Колыбель поэзии / Ю. Л. Прокушев. – Москва: Детская литература, 2002. – 180 с.
Прокушев, Ю. Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха / Ю. Л. Прокушев. - М.: Вентана Грант, 2009. – 210 с.
Смирнова, Л.А. Русская литература XX века / Л. А. Смирнова. – Москва: Просвещение, 2009. – 305 с.
Филатова, О. А. Христианские мотивы и образы ранней поэзии С. Есенина / О. А. Филатова // Русская речь. – 2010. – № 4. – С. 34-40.
Эвентов, И.С. Сергей Есенин / И. С. Эвентов. – М.: Просвещение, 2008. – 180 с.

   Есенин стал последним поэтом, воспевавшим прошлую крестьянскую Россию, которая теперь навсегда осталась в той старой эпохе. У него возникает конфликт с новой советской Россией, где поэт чувствует себя здесь абсолютно чужим. К тому же он не знает, куда ведут страну, а особенно любимую деревню, которую он так боготворил, грядущие события. 
Таким произведением, где поэт навсегда прощается со своей старой жизнью и сельской Русью, стало стихотворение – «Да! Теперь решено! Без возврата…», где он с горечью пишет что «покинул родные поля» и теперь ему суждено умереть на «московских изогнутых улицах». После поэт уже не обращается в своих произведениях к деревне и крестьянскому быту. 
А в стихотворениях последних лет его жизни в основном присутствует любовная лирика и удивительное поэтическое воспевание природы, где, правда, присутствует горечь воспоминаний о той прошлой счастливой жизни.
    Особым трагизмом пропитаны стихотворения 1925 года, последнего года жизни поэта. Сергей Александрович как будто чувствует свою скорую гибель, поэтому пишет «Письмо к сестре», где обращается к своей прошлой жизни и уже прощается со своими близкими родственниками, признаваясь, что уже готов уйти навсегда .