Правовое регулирование необходимой обороны и изучение темы в организациях СПО
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.Необходимая оборона по своей сути является общественно полезным деянием. Она представляет собой субъективное право каждого и бесспорно должна усматриваться в качестве одного из основных способов борьбы с преступностью. Необходимая оборона выступает доступным средством защиты неотчуждаемых прав человека и гражданина, и, конечно же, интересов и ценностей, охраняемых законом, от преступных посягательств. Помимо всего прочего, необходимая оборона – весомое средство предупреждения преступлений.
Институт необходимой обороны неоднократно подвергался исследованиям многими учеными. Но, невзирая на значительное количество научных работ, многие из которых имеют устойчивый характер, осознание существа и применение законодательства ο необходимой обороне на сегодняшний день продолжает вызывать затруднения. Такие осложнения можно объяснить рядом пунктов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3-5
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЕ ...................6
1.1 Понятие и юридическая природа необходимой обороны..............................6-18
1.2 Условия правомерности необходимой обороны…………………………18-29
1.3 Проблемы превышения пределов необходимой обороны…………..29-36
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО……………………………….....37
2.1. Место темы исследования в образовательном процессе в организациях СПО……………………………………………………………………………..37-44
2.2Методы и методические приемы изучения темы исследования в организациях СПО…………………………………………………………………………..…45-50
2.3Разработа оценочных средств…………………………………………..…..50-53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...…………………….............................54-57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………58-63
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..………………….………64-66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; 2014. - 23 июля.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 24 марта 2021 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч.1), ст. 4921.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменения и дополнениями от 11 июня 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации – 1994. – № 32, ст. 3301.
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 11.
Литература
6.Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации//Педагогическое образование в России, 2016– № 5– 273 с.
7.Бальжиев Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности // Современное педагогическое образование. 2018. №5.
8.Берестовой А.Н. Реализация права граждан на необходимую оборону (историко-правовой и психолого-юридический аспекты) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №2
9.Безрядин В.И., Кондрат И.Н. О некоторых проблемах реализации принципов в уголовном судопроизводстве // Правовое поле современной экономики. – 2019. – № 11. – 304 с.
10.Бидова Б.Б. Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики // Молодой ученый. — 2018. — №10. — 623 с.
11.Галиев Б.Б. Вопросы квалификации правомерности причинения вреда при мнимой обороне // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1
12.Гарифуллина Р. Ф. Использование инновационных методик при проведении семинарских занятий по учебной дисциплине «Уголовное право» // Вестник УЮИ. 2013. №2 (60)
13.Гаспарян Д.О Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин // Вопросы науки и образования. 2018. №1 (13).
14.Герасимова Е.В. К вопросу об условиях правомерности необходимой обороны // АВБсП. 2015. №2
15.Гаврилова И.Г. Роль правового воспитания в формировании за- конопослушной личности//Вестник Адыгейского государственного универ- ситета – 2016– №3 – 288 с.
16.Головченко В.В. Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения//К.: Наукова думка.- 2016 – 201 с.
17.Гунин Е.М., Сураев Д.В., Трегубова Л.А. Особенности преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торгов- ли на современном этапе журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом» – 2016 – 256 с.
18.Данилина Н.Ж, Мурузиди А.В, Петропавловский Алексей Игоревич Визуализация уголовно-правового и уголовно-процессуального блока дисциплин для восприятия современного студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2018. №2 (21)
19.Денисова А.В. Функции уголовного права в российской правовой системе / Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2018. – № 2 (33). 161 с.
20.Закирова Л. Р. О понятии и источниках уголовного законодательства России // Молодой ученый. — 2019. — №24. — 421 с.
21.Зуева Ю.В, Козлов А.В Необходимая оборона как элемент системы гражданской самозащиты (общеправовой аспект). Рецензия на книгу М. А. Фомина "необходимая оборона. Как доказать правомерность действий" (М. , 2019. 448 с. ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №2
22.Ибрагимова Е. М., Свердлова Л. М., Кузнецова Ю. Н. Особенно- сти преподавания права в средних общеобразовательных организациях // КПЖ. 2014. №1 (102).
23.Ионцева С.В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам непрофильных направлений высших учебных заведений, журнал «Ценности и смыслы» – 2017. – 129 с.
24. Казакова В.А. Преподавание уголовного права в современных условиях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. №4 (833).
25.Коваленко О. Н. Задачи и функциональные возможности уголовного права: автореф. дис. канд. юрид. наук. Самара – 2017. – 332 с.
26.Кориненко Н.М Классификация видов необходимой обороны по различным основаниям // Вестник науки и образования. 2018. №7 (43)
2Люткин Н. Научно-исследовательская деятельность студентов //Высшее образование в России. – 2015. – №. 3. – 412 с.
28.Мандель, Б.Р.Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстративное учебное пособие для студентов всех форм обучения/ Б.Р. Мандель.- М.- Берлин: Директ-Медиа – 2015-828 с.
29.Михелькевич В.Н. Инновационные педагогические технологии: [учебное пособие] / [В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов]. - Самара: СамГТУ, 2014.- 304 с.
30.Назуров А.Г, Шищенко Е.А Обзор исторического становления и актуального состояния института необходимой обороны и практики его применения // Научный журнал КубГАУ. 2016. №123.
31.Пашковская А.В., Филатова М.А. Научный студенческий кружок как форма активных образовательных технологий в подготовке юристов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2018. №5
32. Перцев Д.В. Необходимая оборона: вопросы теории и судебной практики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. №4.
33.Рамазанов Р.Г. Развитие гражданского общества как необходимое условие расширения института необходимой обороны // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №3
35.Серегина Е.В. Сложности реализации права граждан на необходимую оборону // Социально-политические науки. 2018. №4.
36.Седых Т.В. Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу // МНКО. 2018. №5 (72).
37.Сплавская Н.В. Ответственность за причинение вреда при превышении пределов необходимой обороны: сравнительный анализ // Государство и право в XXI веке. 2017. №2
38.Уханова Н.В Методика проведения ролевых игр на практических занятиях по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел» // Вестник экономической безопасности. 2018. №3.
39.Хармаев Ю.В Особенности преподавания дисциплины «Уголовно-исполнительное право» в контексте реформирования образования // Вестник БГУ. 2017. №1.
40.Щуркова, Н. Е..Педагогические технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. —232 с.
Кроме того, необходимая оборона может быть признана законной независимо от того, привлечен ли к ответственности правонарушитель.
В этом постановлении содержатся важные разъяснения по рассмотрению дел, связанных с необходимой обороной, и обязывающие правоохранительные органы соблюдать соответствующие правила.
Суды должны выяснить, были ли действия нападающего неожиданными для обороняющегося, в результате чего обороняющийся не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения с учетом времени, места, ситуации и способа нападения, события, предшествующие нападению, а также эмоциональное состояние обороняющегося (состояние страха, испуга, замешательства в момент нападения и т. д.).