Реорганизация правоохранительных органов СССР в 1950-х - 1960-х гг.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в истории и общественных науках со стороны общества заметен большой интерес к проблемам создания и реализации государственной территориально-админисративной политики. Это во многом объясняется тем обстоятельством, что в условиях перехода российского общества к строительству демократического общественного порядка и формированию основ правового государства вопросы соблюдения норм законности и реализация прав и свобод человека, охрана правопорядка все чаще становятся в повестку дня работы правительства страны, оказываются в центре общественного внимания.
При этом особое значение имеет и исследование устаревших подходов, которые были в корне пересмотрены и заменены другими новыми принципами осуществления политической и государственной власти. Поэтому сюда можно отнести и время хрущевской «оттепели», которая ознаменована процессами десталинизации, восстановлением имени незаконно репрессированных граждан, а также
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Установление нового режима законности, смягчение репрессивного аппарата…………………………………………………… 5
1.1 Итоги сталинской эпохи, оценка репрессивного аппарата…………… 5
1.2 Модернизация органов прокуратуры, суда, юстиции………………… 7
Глава 2 Ослабление репрессивной политики государства…………… 12
2.1 Конец сталинских репрессий, курс Л. Берии на автономию ведомств и обновление их кадрового состава………………………………………… 12
2.2 Борьба за власть после смерти И. Сталина, арест Л. Берии…………... 14
Глава 3 Реформирование органов внутренних дел и государственной безопасности……………………………………………. 17
3.1 Образование КГБ и его деятельность в 1950-х–1960–х………………. 17
3.2 Реформирование органов внутренних дел при Н.С. Хрущеве……….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………... 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва.
Стенографический отчет. М, 1957. С.626.
2. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1957. №2. С.З.
3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. №8. ст.80.
4. Бобков С. КГБ и Власть. М., 1995. С.24.
5. Газета «Правда». 1955 год. 12 апреля
6. Емельянов Ю.В. Хрущев. От пастуха до секретаря ЦК. М., 2005. С.319.
7. Кобба Д.В. Государственная деятельность Л.П. Берия (1939-1953гг.).
Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 2002. С. 17-19.
8. Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие документы. М. 1998. С. 758.
9. Лаврентий Берия. 1953: Стенограмма июльского Пленума ЦК КПСС
10. Записка МВД СССР в Президиум ЦК КПСС 4 февраля 1954 г.
11. Пожаров А.И. Некоторые аспекты деятельности органов безопасности СССР в 1950-е – первой половине 1960-х годов
12. Кокурин А.И., Петров Н.В. Лубянка. Органы ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ. 1917—1991
13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы МВД СССР» // Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 64-65
14. Костин В.И. Указ. соч. С. 91-92
15. Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М.,
1960. С.36
Данные изменения были связаны, прежде всего, с расширением республиканских, краевых и областных судов, ограничением практики рассмотрения дел в Верховном Суде, пропуская данные инстанции. Как сказал Председатель Верховного Суда Горкин А.Ф.: «Истребование большого числа дел неизбежно создавало волокиту. Дела ходили из одной 146 инстанции в другую не только в течение многих месяцев, но и годами».
После реформы 1957 года также произошло резкое сокращение состава Верховного Суда СССР. Если в 1951 году Верховный Суд СССР состоял из 78 членов суда и 35 народных заседателей, то в 1957 году были избраны всего 9 членов суда, 2 заместителя и 20 народных заседателей.