Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Введение
урок физика давление
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в курсе физики VII класса является одной из наиболее интересных для учащихся. Этот интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей их с понятием «физический закон», большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. При учении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления о применении изучаемых явлений и законов на практике. Безусловно, интерес к изучению темы стимулируется также разнообразием опытов, которые демонстрирует учитель (атмосферное давление, передача давления жидкостями и газами, архимедова сила, плавание судов, воздухоплавание и т. д.), а также опытами и наблюдениями, которые учащиеся выполняют на уроках и в процессе выполнения домашних заданий. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы полнее использовать возможности, заложенные в содержании темы, для поддержания и развития познавательного интереса учащихся и решения задач политехнического обучения.
Содержание
Введение
1.Поурочное тематическое планирование учебного материала
2.Основные понятия и законы темы
2.1 Основные понятия
2.2 Законы темы
3.Методика формирования понятий и законов
3.1 Давление
3.2 Давление газа
3.3 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
3.3.1 Свойства жидкостей и газов
3.3.2 Закон Паскаля
3.3.3 Гидравлический пресс
3.4 Давление в жидкости и газе при действии на них силы тяжести
3.4.1 Давление жидкости на дно и стенки сосуда
3.4.2 Давление внутри жидкости
3.4.3 Расчёт давления жидкости
3.4.4 Давление жидкости в сосудах произвольной формы
3.4.5 Сообщающиеся сосуды
3.4.6 Применение сообщающихся сосудов
3.4.7 Шлюзы
3.5 Вес воздуха. Атмосферное давление
3.5.1 Барометры
3.5.2 Насосы. Водяной поршневой насос
3.5.3 Воздушные поршневые насосы
3.5.4 Манометры
3.6 Архимедова сила
3.7 Плавание тел в жидкости
3.7.1 Ареометры
3.8 Воздухоплавание
3.9 Обобщение
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
1.Методика преподавания физики в 7--8 классах средней школы: Пособие для учителя / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.; Под ред. А. В. Усовой.--4-е изд., перераб.--М.: Просвещение, 1990.--319 с: ил.--ISBN 5-09-001313-6
2.Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец./С. В. Анофрикова, М. А. Бобкова, Л. А. Бордонская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой.-- М.: Просвещение, 1987.-- 336 с: ил.
3.Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н.С.Пурышева, Т.И.Носова и др.; Под ред. С.Е.Каменецкого. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 384 с. ISBN 5-7695-0579-6
4.Методика преподавания школьного курса физики: Часть II: Частные вопросы методики преподавания физики: Учебное пособие - Москва, 1980
Понятие о сообщающихся сосудах можно дать на примере сосудов, сделанных из прямых стеклянных трубок, соединённых резиновой трубкой такой длинны, чтобы их можно было поднимать и опускать. Трубки заполняют подкрашенной водой. Затем полезно одну из трубок заменить зигзагообразной и показать, что и в этом случае однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Для объяснения явления делают рисунок на доске и рассматривают давление столбов жидкости в каждом сосуде на площадку а (Приложение, рис. 13). Так как жидкость не перемещается из одного колена трубки в другой, следовательно, давление на площадку справа и слева одинаково, что может быть только при условии одинаковой высоты столбов однородной жидкости. Изучение этого вопроса можно поставить и по-другому - начать не с эксперимента, а с теоретических рассуждений, заставив учащихся самостоятельно прийти к нужному выводу, а затем проверить его опытом. В ознакомительном плане на примере конкретного опыта можно рассмотреть равновесие разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах. При этом лучше взять тот случай, когда жидкости в сообщающихся сосудах. При этом лучше взять тот случай, когда жидкости в нижней части сосудов находящихся на одном уровне (Приложение, рис.14). По аналогии с рисунком 13 (Приложение) заключают, что давление жидкости справа и слева на площадку а равны. Далее не трудно догадаться, что высота более лёгкой жидкости, имеющей меньшую плотность, будет больше. А измерения и расчёты покажут, то высоты жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.