Частотное функционирование глаголов движения

В данной курсовой работе определена частотно доминирующая форма наклонения, форма времени, форма лица, форма рода, форма числа.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
101 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
В русском языке есть небольшая группа глаголов, обозначающих различные способы перемещения в пространстве. Это глаголы движения. В данную группу лексем включаются глаголы однонаправленного движения (бежать, брести, везти, вести и т.д.) и неоднонаправленного (бегать, бродить, возить, водить и т.п.). Те и другие, являясь глаголами несовершенного вида, противопоставлены по значению однонаправленности – неоднонаправленности или по признаку однократности/многократности (тащить - таскать). Эта своеобразная «парность», семантическая и морфологическая взаимосоотнесенность обоих членов противопоставления является наиболее характерной приметой глаголов движения.
В связи с отсутствием общепринятых критериев для выделения и отграничения глаголов движения и с существованием различных подходов к определению данного понятия, взгляды лингвистов в настоящее время во многом расходятся, несмотря на то, что эта лексико-грамматическая система изучалась в течение всего периода развития науки

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ГЛАГОЛА И ЕГО МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………………………..………………..5
1.1. Описание глагола и его морфологических категорий в трудах лингвистов-классиков..5
1.2. Описание глагола и его морфологических категорий в грамматиках русского языка………………………………………………………………………………………………7
1.3. Описание глагола и его морфологических категорий в современных работах по морфологии………………………………………………………………………………………8
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 2. ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОРПУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………………………………………............12
2.1. Глаголы бежать – бегать.………………………………………………………………..12
2.2. Глаголы брести - бродить……………………………………………………………..…15
2.3. Глаголы везти - возить…………………………………………………………………...18
2.4. Глаголы тащить - таскать……………………………………………………………....22
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….27
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
Алексеева Т.Н. Глагол как часть речи /Т.Н. Алексеева // Русский язык в школе. – 2010. – № 9.
Анисимов Г.А. О способах глагольного действия в русском языке.//Русский   язык в школе. М. 1994.
 Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.,1981.
Виноградов В.В. Современный русский язык: учебник для академического бакалавриата. М., 2011.
Бабайцева В.В., Николина Н.А., Чеснокова Л.Д. и др., под ред. Дибровой Е.И. Современный русский язык (Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч) Ч. 2. Морфология. Синтаксис [Бабайцева В.В, Николина Н.А., Чеснокова Л.Д. и др.]; под ред. Дибровой Е.И. - 3-е изд., стер.- М., 2018.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник/Под редакцией Н.С. Валгиной.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Логос, 2002.
Голев Н.Д. Морфология современного русского язык (учеб. пособие/Голев Н. Д.),- М: Наука, 2016. 
Ершова Н.И. Структура семантического поля глаголов движения в русских говорах Мордовии / Н. И. Ершова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017.– №3(69).
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П. и др. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. Касаткина Л.Л. - М.: «Академия», 2001.
Киселева Н.А. «Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе», М., 2015.
Лекант П.А., Диброва Е.И, Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык: учебник для вузов // под ред. Леканта П.А.- 5-е изд. - М: «Юрайт» 2021.
Мишакова Т.Н. Видовременные формы глаголов движения в практическом курсе русского языка [Электронный ресурс] / Т.Н. Мишакова, О. О. Величко. – Режим доступа: http://knutd.com.ua/publications/ pdf/Ukrainian_editions/ Mishakova2015052902.pdf.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении.- Государственное учебно-педагогическое издательство министерства образования РСФСР. М.: 1956.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.
15. Русский язык (Грамматическое учение о слов

Глаголы употребляются в формах изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по времени (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени): иду, гуляю, пишу, танцую. Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие ирреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Форм сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играл бы, чинил бы, двигали бы. Повелительное наклонение выражает просьбу, пожелание, приказ и выражается глаголами вне форм времени. Формы повелительного наклонения образуются, как правило, от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего времени (у глаголов совершенного вида): пиши, покупайте, отнеси, подай, беги.
Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и