Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих наказание на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В одном из своих последних выступлений в марте 2020 года В.В. Путин, выступая во вторник на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, потребовал: ?принять комплексные меры по обеспечению безопасности осужденных и профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы?.
В.Н. Белик отмечает, что охрана прав и свобод осужденных лиц в Российской Федерации выступает одной из важнейших задач современного уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку без выполнения данной задачи по защите прав осужденных лиц в условиях ограничения их свободы невозможно будет достижение основных целей пенитенциарной системы и исправления осужденных лиц в целом.
На современном этапе развития российского общества признается важность и необходимость системной борьбы с проблемами правового регулирования охраны прав лиц, осужденных к лишению свободы. На фоне этой деятельности особую
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ9
1.1 Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания9
1.2 Исторический опыт развития прокурорского надзора за пенитенциарными учреждениями в российском государстве17
1.3 Контроль и надзор за пенитенциарными учреждениями в зарубежных государствах23
ГЛАВА 2 РОЛЬ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ32
2.1 Роль органов прокуратуры по осуществлению надзора за деятельностью уголовно-исполнительной системы32
2.2 Сущность и содержание прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания40
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ51
3.1 Методика проверки соблюдения законности в исправительных учреждениях51
3.2 Особенности прокурорского надзора за исполнением наказаний, связанных с лишением свободы61
3.3 Особенности прокурорского надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы73
3.4 Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
Конвенция ?О защите прав человека и основных свобод? (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с ?Протоколом [№ 1]? (Подписан в г. Париже 20.03.1952), ?Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней? (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), ?Протоколом № 7? (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163;
Конвенция о передаче осужденных лиц (ETS № 112) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 21.03.1983) (с изм. от 18.12.1997) // Собрание законодательства РФ. 10 ноября 2008 г. № 45. Ст. 5150.
Уголовно-исполнительный кодекс. Модель. Рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств (Вместе с ?Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда?) (Принят в г. Санкт-Петербурге 02.11.1996 Постановлением на 8-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Сайт Межпарламентской Ассамблеи СНГ http://iacis.ru/ // СПС КонсультантПлюс.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) ?О прокуратуре Российской Федерации? (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // ?Собрание законодательства РФ?, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 30.04.2021) ?Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержан
Основной проблематикой в рассматриваемой области правоотношений выступает тот факт, что по сути сами осужденные лица не могут в полной мере осуществлять защиту своих прав в силу объективных причин и условий пребывания в исправительных учреждениях.
Одной из таких причин также выступает правовая неграмотность лиц, отбывающих назначенное судом наказание в исправительном учреждении. Правовой нигилизм свойственен многим российским гражданам, и лицам, находящимся в исправительных учреждениях в том числе. При этом стоит отметить, что сотрудники и администрация исправительного учреждения не стремятся к повышению уровня правовой грамотности осужденных. По этому вопросу Н.П. Кириллова отмечала, что администрации исправительных учреждений в целом не заинтересованы в том, чтобы их ?подопечные? были подкованы с юридической стороны и знали принадлежащие им права. Именно с целью недопущения административного