Возникновение, развитие, сущность монополий, их основные формы
ВВЕДЕНИЕ
Монополия – это такой тип рыночной ситуации, которая возникает, когда обособленный продавец (производитель) занимает доминирующее положение и берет контроль над рынком товаров и услуг [1].
Целью монополии является получение максимального возможного дохода с помощью контроля над ценой или объемом производства на рынке. А средством достижения этой цели – монопольная цена, способная обеспечить прибыль гораздо больше нормальной. Следует отметить, что монопольная цена состоит из издержек и монопольной прибыли, а монопольная прибыль, соответственно, из средней прибыли, обычной и монополистической сверхприбыли.
Целью курсовой работы является исследование возникновения, развития и сущности монополий, их основных форм, а также анализ монополистической деятельности и особенностей функционирования монополий в Российской Федерации, проблем антимонопольного регулирования.
Чтобы достичь цели в данной курсовой работы, нужно решить некоторые задачи:
- изучить понятие, сущность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы исследования монополии 7
1.1 Понятие и сущность монополии 7
1.2 Виды монополий 12
2. Анализ монопольной деятельности в РФ 21
2.1 Особенности функционирования монополий в РФ 21
2.2 Проблемы антимонопольного регулирования в РФ. 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антимонопольное регулирование: проблемы и основные направления его совершенствования в РФ – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antimonopolnoe-regulirovanie-problemy-i-osnovnye-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
2 Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. СПБ.:, 2009.
3 Виды монополий в современной экономике России – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-monopoliy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii
4 Государственное регулирование монополий - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-estestvennyh-monopoliy
5 Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2003.
6 Добрынин А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов / А.И. Добрынин, А.И. Салов. М.: Юрайт-М, 2008.
7 Емельянова, В. А. Крупные монополии в России / В. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 234-235. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82278/ (дата обращения: 15.05.2022).
8 Журавлевой Г.П. .Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2: Учебник.-3-е изд., испр.и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.
9 Конкуренция: ее сущность, виды и роль в механизме функционирования классического рынка. Козырев В.М. Основы современной экономики - М., 2000.
Другим же видом является монопсония на товарном рынке, при которой монопсонисты проявляют собственную покупательную способность, а именно устанавливают заниженную цену по сравнению с конкурентным рынком, требуют покрытия расходов от поставщиков, которые зачастую оплачивает сам покупатель (реклама, маркировка, упаковка).
Также существую случаи образования монопсонии на бирже, когда обладатель ценных бумаг (эмитент) поднимает цену, из-за чего многие покупатели отказываются от участия в торгах. Такую монопсонию принято называть ложной.
Помимо этого, по характеру и причинам возникновения можно выделить легальную монополию.
Одной из видов монополии, играющей немаловажную роль в развитии технической и информационной сферы, является легальная монополия. Она распространяется на специфические объекты и сферы деятельности.
К сфере правового регулирования легальной монополии относится:
- патентная система. (Патентом является свидетельство, которое выдается гражданину правительством на исключительное право пользования созданным изобретением),