Первый крестовый поход в хронике “Деяния франков и прочих иерусалимцев
Введение.
Эта работа посвящено одной из хроник первого крестового похода, которая называется «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Началом работы стал анализ содержания текста хроники. Первый крестовый поход, одна из хроник которого является предметом изучения, представлял собой достаточно значительную по своим масштабам экспедицию, организованную на Восток в 1096-1099 гг. с целью освобождения Иерусалима и Святой Земли из рук мусульман. Этот поход открыл целую серию так называемых крестовых походов, а также двухсотлетний период существования «франкских» государств в Восточном Средиземноморье. Все эти события часто именуют в исторической литературе «эпохой крестовых походов». Крестовые походы вовлекли в той или иной мере практически все страны Европы, и представляли собой уникальное явление, не имевшее более аналогов в истории.
В 1095 г. в Клермоне (Франция) был созван собор, на котором присутствовал папа Урбан II.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР………………………………………………4
ХРОНИКА “ДЕЯНИЯ ФРАНКОВ” И ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД……..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………18
Список литературы.
- «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 251 с.
- Католическая энциклопедия. М., 2002. Т.1.
- Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007.
- Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т.1. Портных В. Л. Крестоносцы в хронике Gesta Francorum // Труды XLIV Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск : НГУ, 2006.
- Армур Р. Ислам и христианство. Непростая история. М., 2004.
- Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1949.
- Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность священной войны. СПб, 2003.
Проблематике содержания хроники «Деяния франков» посвящена также недавно вышедшая статья Эмили Альбу, представляющая собой своего рода очерк о разных аспектах данного источника. В некоторой мере, статья является пересказом содержания хроника, и автор в своем повествовании быстро переключается с одного аспекта на другой. Содержание хроники «Деяния франков» изучалось и в ряде работ отечественных авторов. К числу таких работ относится монография М. А. Заборова «Введение в историографию крестовых походов. Латинская хронография XII-XIII вв», написанная в 1966 г. Данная работа охватывает целый спектр хроник крестовых походов XII - начала XIII в., затрагивая в том числе и хронику «Деяния франков». Автор отмечает, что хронику Анонима (как и хронику Рауля Каэнского) отличает то, что он «не обнаруживает столь ревностной и поистине не знающей границ приверженности ко всему чудесному», как это наблюдается у других хронистов. Как пишет Заборов, «нередко божественное вообще отходит в его произведении куда-то далеко на задний план, если не исчезает вообще, расчищая дорогу реальности». М. А. Заборов достаточно активно использует хронику «Деяния франков» в освещении вопросов религиозного обоснования крестовых походов в хрониках. Из более недавних исследований следует упомянуть достаточно фундаментальную работу С. И. Лучицкой, посвященную образу мусульман в хрониках крестовых походов. Данное исследование было проведено, в основном, на материале хроник первого крестового похода с активным привлечением, в том числе, и хроники «Деяния франков». Хроника использовалась также и в других исследованиях С. И. Лучицкой.