Словотворчество как философская проблема (теория и история вопроса)

В реферативной работе автор рассматривает словотворчество широко. Это не только создание новых слов в рамках разных практик, но и сотворение целой реальности (в нашем случае художественной). Подобный поход позволяет говорить о креативных возможностях языка в целом и их реализации не только посредством словообразования, но и проанализировать методологию процесса словотворчества, говорить не только о наблюдаемых явлениях, но и том, что за ними скрыто.
Author image
Radik
Тип
Реферат
Дата загрузки
03.10.2022
Объем файла
164 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Один из спорных вопросов стилистики – выделение художественного стиля. Одни ученые (А.Д. Шмелев, В.З. Панфилов, В.Д. Бондалетов) считают, что выделение художественного стиля не обосновано, так как стиль включает в себя средства других функциональных стилей на всех уровнях языка. Но наш взгляд, язык художественной литературы – инструмент уникального типа мышления – ассоциативного-образного. Также отметим особую функцию художественного стиля – раскрытие авторского замысла. Каждый автор по-своему решает эстетические задачи, ведёт диалог с читателем. Поэтому выделение художественного стиля правомерно и мы будем придерживаться этой точки зрения.
Одной из характерных черт искусства XX в. является словотворчество. Тенденция к оригинальным словесным конструкциям нашла своё отражение в индивидуальном стиле В.В. Маяковского, С.А. Есенина, В. Хлебникова, М.И. Цветаевой, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко.
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Историко-философское осмысление креативных возможностей языка……………………………………………………………………………….5

1.1 К вопросу о креативных возможностях языка в эпоху античности…………………………………………………………………...5

1.2 К вопросу о поэтическом языке в эпоху Возрождения………………………………………………………………...6

1.3 Идеи В. фон Гумбольдта о языке………………………………………………………………………....7

1.4 Отечественные лингвисты о креативных возможностях языка и его эстетическом воздействии на человека…………………………………………………………………….10

1.5 Некоторые идеи о языке и творчестве XX века………………………………………………………………………….12

2 К вопросу о языковой игре и языковой личности………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

Список литературы

1. Абросимова Л.С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография / Л.С. Абросимова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 328 с.

2. Александрова О.И. О неповторимом в области поэтического словотворчества / О.И. Александрова // Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка: Сб. науч. трудов. Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. ин-та, 1972. – С. 115–127

3. Амельченков В.В. Философские проблемы креативности языка как общественного явления : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Амельченков Владислав Викторович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. – Москва, 2009. – 178 с.

4. Античные теории языка и стиля : сб. / под ред. О.М. Фрейденберг. – М.; Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. – 344 с.

5. Бэкон Ф. Новый Органон. – Ленинград: Соцэкгиз. Ленинградское отд-ние 1935. – 382 с.

6. Витгенштейн Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» // Современная аналитическая философия. М., 1991. Вып. 3.

7. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994. – 612 с.

8. Гридина Т.А. Языковая игра как лингвркреативная деятельность / Т.А. Гридина // Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезесе. Екатеринбург, 2002. — с.26‒27.

9. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. – М. 2001. – 400 с.

10. Гумбольдт фон В. Лаций и Эллада. // Избранные труды по языкознанию. – М., «Прогресс», 2001. – 400 с.

11. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. – М. : Институт языкознания РАН, 1995. – С. 239–320.

12. Денисова Э.С. Проблемы словотворчества в контексте антропологической теории В. Фон Гумбольдта (онтологический и функциональный аспект) // Сибирский филологический журнал. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-slovotvorchestva-v-kontekste-antropologicheskoy-teorii-v-fon-gumboldta-ontologicheskiy-i-funktsionalnyy-aspekt (дата обращения: 17.01.2022).

13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

14. Козловская Н.В. Философская терминология в сочинениях русских мыслителей второй половины XIX – начала ХХ века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2019.

15. Литвинов В.П. Герменевтика и поэзия. Опыт конструктивной мистификации // Герменевтика поэзии : коллективная монография. – Армавир : РИЦ АГПУ, 2007. – С. 162–253.

16. Медведев Н.В. Вингенштейн и Гадамер о «Языковой игре» // Вестник ТГУ. 2013. №5 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vingenshteyn-i-gadamer-o-yazykovoy-igre (дата обращения: 01.06.2022).

17. Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: структура и функционирование (на материале русской поэзии второй половины          20-го в.) ‒ Майкоп: изд‒во АГУ, 2015. – С. 15‒156.

18.   Нефляшева И.А. Евгений Евтушенко как лингвокреативная личность: особенности отонимотворчества [Электронный ресурс] / И.А. Нефляшева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evgeniy-evtushenko-kak-lingvokreativnaya-lichnost osobennosti-onimoi-otonimotvorchestva-retsenzirovana (дата обращения: 10.04.2018).

19. Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев: СИНТО, 1993. – 192 с.

20. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. – 623 с.

21. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – с. 23, 145‒177.

22. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А.Е. Кибрика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – 656 с.

23. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление // Предисл. Щеблановой Е.И.. Изд. 2-е. – М., «ЛКИ», 2007. – 256 с. 

24. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. – В сб.: Новое в лингвистике, вып. 1. – М., 1960

25. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс – Традиция, 1997. – 416 с.

26. Черкасова И.П. Аксиологическая система поэтического дискурса // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskaya-sistema-poeticheskogo-diskursa (дата обращения: 17.01.2022).

27. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций / В.И. Шаховский. — М.: Гнозис, 2008 – с. 360‒369.

28. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. – 210 с.

29. Энгельмейер П.К. Эврология, или Всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7 / под. ред. Б.А. Лезина. – Харьков. С. 76–108.

А.Н. Веселовский говорит о том, что направляющее воздействие оказывает целая совокупность явлений и факторов, среди которых язык занимает значимое, но не ведущее место. А.Н. Веселовского также занимает разработка проблем эстетического воздействия языка. При сравнении взглядов А.А. Потебни и А.Н. Веселовского замечаем, что творческое воздействие языка приобретает огромное значение, так как в их трудах эвристическая и эстетическая активности языка практически объединяются в одно целое. Веселовский и особенно Потебня, отмечают, что слово, являясь совокупностью звукового образа, смысла и значения, оказывает на человека эстетическо-эвристическое воздействие. Оно пробуждает в человеке мысли, ощущения, одновременно направляя его мыслительную деятельность. Эти процессы происходят в недрах языкового сознания. А сам разум человека постепенно развивается совместно с язы

Похожие работы