Типология и хронология керамики культуры штрихованной керамики. Технология изготовления керамики. Декор

Реферат в котором изучен керамический комплекс, изучена технология производства и декор культуры штрихованной керамики, дана характеристика материальной культуре поселений и погребений, изучена культура штрихованной керамики, материальная культура и хронология древности
Author image
Iskander
Тип
Реферат
Дата загрузки
02.10.2022
Объем файла
75 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Культура штрихованной керамики является одним из важных источников, которые позволяют более подробно охарактеризовать те этнокультурные, социальные и духовные процессы, проходившие в рассматриваемое время на территории Восточной Литвы, Юго-Восточной Латвии и Центральной Беларуси. Результаты раскопок археологических памятников культуры штрихованной керамики дают возможность выделить относительно уточнить время формирования самой культуры и её особенностей, а также уточнить культурную атрибуцию ранее исследованных памятников, проследить сменяемость населения. Проводимые исследования в области изучения технологии изготовления помогут изучить генетические связи с соседними культурами, а также выявить особенности изготовления керамического комплекса. Керамический комплекс помогает определить ареал распространения культуры, выявить основные типы глиняных сосудов, выработать типологию и изучить хронологию древностей.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА РАННЕЙ ШТРИХОВАННОЙ КЕРАМИКИ 3

1.1 Ареал и история исследования памятников 3

1.2 Хронология древностей 5

ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЕРАМИКИ 11

2.1 Технология изготовления. Характеристика исходного сырья, специальных отощающих компонентов. Составление рецептов формовочных масс 11

2.2 Условия и способы обжига 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гончарство Восточной Европы : источники и методы изучения / А. А. Бобринский . – Москва: Наука, 1978. – 272 с.Ляўданскі А. Н. Археолегічныя досьледы ў вадазборах рр. Сажа, Дняпра і Касплі ў Смаленскай губэрні // Працы археалагічнай камісіі. Мн., 1930. – 101 с.
Ляўданскі, А. Кароткае паведамленне аб досьледах культур эпохі жалеза ў БССР у 1930–1931 гг. / А. Ляўданскі // Працы секцыі археолёгіі Ін-та гісторыі БАН. – Мінск, 1932. – Т. 3. – С. 230 – 235.
Медведев А. М. Белорусское Понеманье в раннем железном веке. Мн., 1996. – 328 с.
Митрофанов А. Г. Железный век средней Белоруссии (VII-VI в.в. до н. э. - VIII в. н. э.) / А. Г. Митрофанов . – Минск : Наука и техника, 1978 . – 157 с.Митрофанов А. Г. Археологические памятники восточных балтов на территории Белоруссии в эпоху железа (VIII в. до н. э. — IX в. н. э.) // Из древнейшей истории балтских народов. Рига, 1980. – 257 с.Покровский Ф. В. Археологическая карта Виленской губернии // Труды Виленского отделения Московского предварительного комитета. Приложение. Вильна, 1893. – 34 с.Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губернии // Труды IX Археологического съезда. Приложение. М., 1893. – 78 с.Покровский Ф. В. Археологическая карта Ковенской губернии // Труды X Археологического съезда. Т. 3. М., 1899. – 42-50 с.
Седов, В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья / В. В. Седов. – М.: Наука, 1970. – 199 с.
Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М.; Л., 1966. – 308 с.
Егорейченко А. А. Поздний этап культуры штрихованной керамики // Этногенез и этнокультурные контакты славян. Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. М., 1977. Т. 3.
Шадыро В. И. Ранний железный век Северной Белоруссии. Мн., 1985. 
Граудонис Я. Я. Штрихованная керамика на территории Латвийской ССР и некоторые вопросы этногенеза балтов // Из древнейшей истории балтcких народов. Рига, 1980.
Дробущевский А. И. Погребальные памятники рубежа н.э.

Дресва и рецепты на ее основе господствовали в гончарстве лесной зоны Восточной Европы в эпоху железного века. Дресва — наиболее подходящий специальный отощитель для пластичных легкоплавких озерно-аллювиальных глин преимущественно гидрослюд истого минерального состава. В условиях ручной формовки дресва выполняла роль «жесткого» каркаса, который позволял лучше сохранять форму сосудов при сушке и обжиге. Такие глины были также наиболее востребованы в древнем гончарстве из-за широкого распространения кострового обжига с его невысокими температурами [1, с. 24-34]. Шамот, как правило, играл дополнительную роль. Его обычно вводили в состав формовочных масс для смягчения жесткости дресвы.Дресва и рецепты на ее основе господствовали в гончарстве лесной зоны Восточной Европы в эпоху железного века. Дресва — наиболее подходящий специальный отощитель для пластичных легкоплавких озерно-аллювиальных глин преимущественно гидрослюд истого минерального состава. В условиях ручной формовки дресва выполняла роль «жесткого» каркаса, который позволял лучше сохранять форму сосудов при сушке и обжиге. Такие глины были также наиболее востребованы в древнем гончарстве из-за широкого распространения кострового обжига с его невысокими температурами [1, с. 24-34]. Шамот, как правило, играл дополнительную роль. Его обычно вводили в состав формовочных масс для смягчения жесткости дресвы.

Похожие работы