Культурологическая концепция истории по книге О. Шпенглера «Закат Европы»
Введение
В современной науке значительную популярность получил социокультурный подход. Особенно активно его применение декларируется в психолого-педагогических науках и в социогуманитаристике. При этом не вполне ясны истоки социокультурного подхода, его концептуальное содержание и положительная эвристика. Но это не ведет к отказу от социокультурного дискурса.
В настоящее время увлечение социокультурным подходом не спадает. На наш взгляд, можно говорить о своего рода научной революции, в ходе социокультурная парадигма охватила научное сообщество, включая секторы естествознания и точных наук. Напомним, что в середине 1950-х годов возникло движение этнонауки, изучающее культурные тезаурусы, которыми пользуются различные народы в эмпирическом и теоретическом познании. Это движение, несомненно, является проявлением тенденции субъективизации современной науки.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Сущность культурологической концепции 5
2 Социокультурная концепция истории О. Шпенглера 8
3 «Три культуры» О. Шпенглера 12
4 Цивилизация и культуры 16
Заключение 24
Список использованных источников 26
Список использованных источников
Андрушкевич И. Н., Закат фаустовской цивилизации : к 100-летию публикации труда О. Шпенглера "Закат Запада" // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2019. — № 5. — С. 22-27
Белов А. В., Культура и цивилизация в философии истории Освальда Шпенглера // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2020. — № 4. — С. 3-6.
Евлампиев И. И., "Закат западного мира" и его метафизические и исторические причины // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 45-55.
Леви-Стросс, К. Раса и история // Леви-Стросс К. Путь масок. М. : Республика, 2000. С. 323–356
Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции (с международным участием), прошедшей в Московском гуманитарном университете 4 апреля 2019 г. / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.), Н. В. Захаров, А. В. Костина, Т. Ф. Кузнецова, Ч. К. Ламажаа, В. П. Трыков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. унта, 2019. — 401 с.
Хренов, Н. А. Предшественники П. А. Сорокина: Н. Я. Данилевский и его теория культурно-исторических типов // Наследие, 2017. No 1 (10). С. 6–25.
Шпенглер, О. (2014) Закат Западного мира; Очерки морфологии мировой истории. М. : АЛЬФА-КНИГА. 1085 с.
и национальными организмами, которые взаимосвязаны политически в борьбе и союзах. Общество (или социальное) - это внутреннее членение культуры по вертикали, выражающееся в дифференциации сословий.
Различия политической (горизонтальной) и социальной (вертикальной) истории, войны и революции, О. Шпенглер рассматривает на примере Французской революции. Но можно обратить внимание и на взаимосвязь культурного и социального. Третье сословие во Франции осознавало революцию как национально-освободительное движение против немецкого (австрийского) засилья.
Таким образом, социальный конфликт осознавался как социокультурный конфликт, и, по-видимому, таким и был в действительности.
3 «Три культуры» О. ШпенглераШпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от друга культур. По его мнению, каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно.