Исторический аспект взаимодействия исламской и европейской культур для формирования научного мировоззрения студентов
Современная европейская культура на протяжении веков, а особенно в период исламского ренессанса, по мнению многих историков, формировалась благодаря Востоку, взаимоотношения с которым не исчерпывались только религиозными противостояниями или военными конфликтами, а наоборот, разнообразие форм обмена в интеллектуальной и материальной сферах, в области науки, техники и культуры являлись источником новых научных идей и их практических воплощений в жизнь. Ислам – не только религия, но также и цивилизация, миропонимание, философия, социальный регулятор быта и поведения, этика и образ жизни [1, c. 97]. Сопоставление с иными культурно-историческими типами позволяет определить её особенности, внутри культурную дифференциацию, многообразие форм существования, установить общие точки соприкосновения [2, с. 4]. Такие качества мусульман как критицизм, толерантность, рационализм, свободомыслие и пластичность, позволили мусульманам аккумулировать достижения других цивилизаций и создать собственную великую культуру. Многие ученые историки в этой области, признают, что период исламского ренессанса, а некоторые называют этот период «золотым веком» мусульманства, ещё мало изучен, так как тысячи рукописей на арабском языке остались непрочитанными до настоящего времени. Ученый востоковед Гарвардского университета отмечает, что сосуществование греческого и арабского мира оставило свой след в истории для всего мира. [3]. Влияние ислама в эпоху исламского ренессанса на мировую культуру также подтверждается пристальным вниманием политиков Европы. Так, Парламентская Ассамблея Совета Европы, в своей Рекомендации №1162 (1991 г.) отмечает недостаточное внимание на ценность прошлого вклада мусульманской культуры, которая может сыграть позитивную роль в развитие европейского сообщества [4].
Литература
1. Якупов С.Ф. Осбенности исламской цивилизации: менталитет, политико-правовые и экономические институты / С.Ф. Якупов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. Вып.35 (289). – С. 95-100.
2. Юсеф Н. Н. Мусульманская цивилизация: влияние религии и культуры на современные международные отношения: учеб. пособие / Н. Н. Юсеф; МАУП – Киев: ДП «Изд. дом «Персонал», 2012. – 272 с. – ISBN 978-617-02-0086-0.
3. Как исламский мир получил и потерял первенство в науке // Всемирная история: [сайт]. –2004. – URL: http://historic.ru/news/item/f00/s04/n0000407/ (дата обращения 23.09. 2020).
4. О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру // cntd.ru: [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902018872 (дата обращения 23.09. 2020).
5. 1001 изобретение. Бессмертное наследие мусульманской цивилизации / под ред. Т.С. Салима аль-Хасани. –3-е изд. – Москва: National geographic, 2016. –351 с.: ил. – ISBN 978-5-699-68508-0
6. Давыдов В. Правда о достижениях мусульманских ученых Золотого Века / В. Давыдов. – URL: http:// isla-muncovered.info/truth_about_the_golden_age_of_islamic_ science/ (дата обращения: 19.09.2020).
7. Милошевич З. Ислам и наука / З. Милошевич // Вестник Череповецкого государственного университета.– 2014. – № 5(58). – С.32-36.
8. Ренан Э. Ислам и наука: книга / Э. Ренан. – Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича , 1883. –25 с.
9. Гаспринский И. Полное собрание сочинений Исмаила Гаспринского: литературно-художественные произведения / И. Гаспринский. – Т.1 –Симферополь: ООО ФОРМА, 2016. – 384 с. –ISBN 978-5-9908801-8-4.
10. Motahhari, M. IslamiIran, uzajamnidoprinosi / M. Motahhari // Naučnoistraživačkiinstitut „IbnSina“. – Sarajevo, 2008.
11. Матвиевская Г.П. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.): Книга 1 / Г.П. Матвиевская, Б.А. Розенфельд. – Москва: Восточная литература, 1983. – 479 с.
12. Fuat Sezgin. The Istanbul Museum for the History of Science and Technology in Islam / Fuat Sezgin. – Istanbul: First Print, July 2010.– p.4. – ISBN 978-605-5597-77-1.
а, кроме того, даже и города, монастыри и государственные архивы; то же произошло и в Боснии и Герцеговине, считает З. Милошевич [7, c. 34].Изучая арабские литературные источники, приходим к противоположному мнению. Коль мы говорим о периоде исламского ренессанса мусульманской культуры, то как-то не воспринимается утверждение З. Милошевича, ибо многие учёные говорят о трепетном отношении арабов к книгам. Арабская пословица «Не может быть образования без книг» говорит сама за себя. Мусульманский философ и литератор Аль – Джахиз из Басры, живший в VIII-IX веках писал: «Книга безмолвна, пока тебе нужно безмолвие, и красноречива, когда ты хочешь разговора. Она никогда не прерывает тебя, если ты занят, но, если тебе одиноко, она хороший компаньон. Это друг, который не обманывает и не льстит тебе, и товарищ, который никогда от тебя не устаёт» [5, с.77]. Мы допускаем мысль что где–то и могли иметь факты сожжения библиотек и книг, но очевидно, что это были единичные случаи, а не массовое явле