Министерство юстиции и судебная система Российской империи в первой половине XIX в.
Введение
Актуальность темы исследования. В современной России организационно-правовые основы деятельности суда установлены действующей Конституцией Российской Федерации и специальным законодательством о судоустройстве и судопроизводстве, в значительной мере соответствующим международно-правовым, региональным и наднациональным стандартам правосудия. Вместе с тем, и в профессиональном сообществе, и гражданском обществе высказываются мнения о неудовлетворительном состоянии отечественного правосудия. Учитывая сохраняющуюся важную роль суда в обеспечении правопорядка, охране прав, свобод и законных интересов, разрешении споров и конфликтов граждан, такое состояние правосудия не может оставаться без внимания. Однако разрешать эту проблему необходимо комплексно, используя как собственно юридические средства (совершенствование судебного законодательства, институтов юстиции, кадрового состава последней и др.), так и иные, соответствующие историческим, культурным, социальным особенностям
Содержание
Введение3
Глава 1.Преджпосылки к реформированию государсвтенного аппарата Российской империи в начале XIX в.5
1.1 Развитие капиталистических отношений в Российской империи в условиях разлагающегося феодального строя5
1.2 Причины внедрения реформ в первой половине XIX в.7
Глава 2. Учреждения Министерства Юстиции как этап реформирования центрального управления10
2.1 Реформирование центрального управления10
2.2 Деятельность Министерства юстиции в первой половине XIX в.14
Глава 3. Судебная система Российской империи в первой половине XIX в.18
3.1 Реорганизация судебной системы в первой половине XIX в.18
3.2 Роль Министерства юстиции в систематизации законодательства22
Заключение29
Список испольуземой литературы31
Список используемой литературы
Манифест. О разделении Государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих // ПСЗ-1. – Т. ХХХІ. – No 24307.
Учреждение для управления Губерний Всероссийской империи // Полное собрание законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленное). – Собрание первое. – (ПСЗ-1). – 1830. – Т. XX. – No 14392.
Авдеева О.А. Судебная система Восточной Сибири в XVII - первой половине XIX вв. (историко-правовое исследование). - Иркутск, 1999. – 208 с.
Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.
Беляев И. А. Лекции по истории русского законодательства / И. А. Беляев. – М. : Ти- по-Лит. С. А. Петровецкого и Н. П. Панина,1879. – 728 с.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. – Москва, 1983. – 352 с.
Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты: (Первая половина ХІХ в.) / Н. П. Ерошкин. – М. : Мысль,1981. –252 с.
Ефремова Н.Н. Становление и развитие городских судов в Российской империи (XVIII - первая половина XIX вв.) // Государство и право. – 2008. - No 11, ноябрь. - С 80—86.
Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII - первой половине XIX вв. (историко-правовое исследование). - М.: Наука, 1993. - 192 с.
Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Проспект, 2009. - 428 c.
Зуев, М.Н. История России: учебное пособие / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c.
История России с древнейших времен до конца XX века / Под ред. А.М. Сахарова. - В 3-х т. - Т. 1. - М., 1997. - 185 с.
История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие / А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозов и др.; под ред. А.Н. Сахарова. М: АСТ; Астрель; Хранитель, 2008. 187 с.
Краткий курс по истории государства и права России. М.: Окей-книга, 2019. 156 с.
Латкин В. Н. Учебник истории русского права пе
Во главе министерств были поставлены министры, на которых возлагалась «лестная надежда», что «оно (т. е. министерство) споспешествовать нам будет к утверждению народного спокойствия… к сохранению и возвышению общего всех благосостояния, и к возданию каждому должного от лица правосудия… словом, к приведению всех частей государственного управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство» [1] (введение) Согласно п. I манифеста министры назначались императором, несли перед ним единоличную ответственность. П. X манифеста предоставлял министрам право непосредственного доклада императору. Министры были обязаны ежегодно представлять через Сенат императору письменные отчеты о своей деятельности по управлению «всех вверенных ему (т. е. министру) частей, исключая из них дела, особенной тайне подлежащие»; при этом отчет должен быть составлен таким образом, «чтобы можно было в нем видеть