Гносеология Иммануила Канта
Введение.
В широком понимании, гносеология (от греч. gnosis – знание; logos - учение) это учение о познании, его основаниях, возможностях и границах. Другими словами - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект - объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксеопознавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.
Оглавление
1. Содержание. 2
2. Введение. 3
3. Основные аспекты гносеологии Иммануила Канта. 6
3.1. Структура познания 8
3.2. Ступени познания: 10
3.3. Феномен и ноумен в гносеологии Канта: 14
4. Заключение. 16
5. Список использованной литературы. 19
Список использованной литературы.
1. Гулыга А.В. Кант - М.: Мол. Гвардия, 1981, (Серия "Жизнь замечательных людей»).
2. В.Н. Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начало XIX века – М. Высшая школа. 1989г.
3. В.И. Курбатов. История философии. Конспект. – Ростов – на –Дону: Изд. Феникс, 1997г.
4. Радугин А.А. Философия Курс лекций – Москва: Изд. Владос, 1995г.
5. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994г.
6. Михайлов К.А. Логический анализ теоретической философии Иммануила Канта: опыт нового прочтения "Критики чистого разума". — М.: Компания Спутник+, 2002г.
повсюду необходима некоторая переработка этих воздействий для того, чтобы они стали объектами нашего сознания и элементами мышления. А эта переработка, в свою очередь, неизбежно представляет собою некоторый набор и последовательность специфических процедур (операций), протекающих определённым образом, в определённом порядке, то есть, если можно так выразиться, по некоторым "правилам". Знания получаются из "материала заказчика", то бишь из данных ощущений, но не сводятся к ним одним, а суть именно результаты обработки этого материала по лекалам рассудка. Вот и по Канту наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) даёт от себя самой. Посредством чувств предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. Знание активно конструируется в сознании, а не просто возникает в нём из всего, уже данного.