Профилактика тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством сказкотерапии.
Тревога является эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
Детская тревожность возникает в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, в процессе его деятельности и общении. Другими словами, это явление скорее социальное, нежели биологическое. Отсюда, все проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый».
Причиной тревоги может быть все, что мешает ребенку в его взаимоотношениях с окружающими: чувство неуверенности в себе, внутренний конфликт, страх школы, проблемы в общении со сверстниками, неприятие коллективом, семейный конфликт, авторитарное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями и т.д. Состояние тревоги и тревожность оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, в том числе и школьной, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для данного человека состоянию. Эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в источниках, содержании и формах ее проявления.
Содержание не найдено
Список литературы не найден
Однако, когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека начинает охватывать паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.
Знание учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми. Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность исследования.