Особенности психологических механизмов в современных российских избирательных кампаниях (на материалах выборов в Государственную Думу в 2021 году)»
ВВЕДЕНИЕ
Выборы являются механизмом, с помощью которого граждане выбирают своих представителей. Как таковые, они служат ключевым связующим звеном между управляемыми и управляющими. То, как на самом деле проходят выборы — то есть, кто участвует, что знают избиратели и кто побеждает, — фундаментальным образом зависит от кампаний кандидатов и иных политических субъектов. Понимание проведения и воздействия избирательных кампаний на массовое сознание является фундаментальным для политической науки. Актуальность темы данного исследования обусловлена важностью изучения психологических механизмов и манипулирования массовым сознанием в период проведения избирательных кампаний. Более того, данная тема не является полностью исследованной, и потому вопрос о практическом применении психологических механизмов остается актуальным, так как они активно используются во многих сферах общественной жизни. Тем не менее, наибольшее развитие манипулятивные технологии получили именно в политике, в частности, в предвыборных кампаниях. От того, насколько качественно и грамотно будет проведена работа с электоратом, зависит большая часть успеха той или иной политической партии, и потому психологические механизмы и средства манипулирования часто используются политиками-практиками. В рамках российских реалий этот вопрос также не теряет актуальности, так как социально-политические преобразования, произошедшие в конце прошлого века, дали условия для создания демократического общества с избирательной системой, основанной на принципах плюрализма, равенства и конкурентности. Эта система еще находится в процессе изменений, и применение психологических механизмов в ходе избирательных кампаний играет значимую роль в трансформационном процессе.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основания исследования психологических механизмов влияния 10
1.1. Современные теоретические подходы к исследованию психологических механизмов влияния 10
1.2. Современные концепции политических коммуникативных технологий 20
1.3. Политический контекст исследования 25
Глава 2. Особенности психологических механизмов в современных российских избирательных кампаниях 32
2.1. Концепция и модель исследования 32
2.2. Анализ психологических механизмов в предвыборных кампаниях парламентских партий («Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия - За правду») 33
2.3. Анализ психологических механизмов в предвыборных кампаниях малых партий («Новые люди», Партия пенсионеров, «Яблоко», «Коммунисты России», «Зеленые», РПСС, «Родина», «Зеленая альтернатива») 44
Не найдено
В соответствии с поставленной целью, автором была определена теоретико-методологическая база, соответствующая содержанию настоящего исследования. Подобный фундаментальный базис может быть систематизирован по следующим направлениям.
Первое теоретическое направление составляют исследования, посвященные психологическим особенностям массовой политической коммуникации. Особое значение при изучении воздействия психологических механизмов на общественное сознание имеют работы Т.В. Евгеньевой, А.В. Селезневой , А.В. Манойло , Д.В. Ольшанского и др.
Второе направление составляют политико-коммуникативистские исследования, которые дают возможность рассматривать Интернет в качестве пространства массовой коммуникации и учитывать коммуникационно-технологическую специфику Интернета. Среди ключевых работ стоит выделить исследования М. Кастельса , Р. Дэвиса , И.М. Дзялошинского , Л.В. Сморгунова , С.В. Володенкова .