Освещение международных политических кризисов зарубежными средствами массовой информации(на примере французских газет Le point, Le monde)
Введение
Актуальность работы связана с эскалацией напряженности на внешнеполитической арене в ХХI веке. И так как международный политический кризис – это одно из важнейших политических событий, иногда и явлений, освещаемых в современных зарубежных, в том числе французских, средствах массовой информации, возникает необходимость его комплексного изучения с учетом новых реалий.
В международных политических кризисах (МПК) средства массовой информации (СМИ) активно выступают как участники международных политических кризисов и инструмент формирования мнения граждан по вопросам кризиса. Соответственно необходимо рассмотреть и изучить методы освещения и роль прессы в ходе внешнеполитических кризисов.
В современных МПК СМИ могут выступать как объективный информатор, так и как инструмент манипулирования общественным сознанием и поведением граждан. Сегодня СМИ могут выдавать ложную информацию за проверенную, особенно, если эта информация выгодна для одного из участника МПК, чью позицию представляют СМИ. Именно поэтому появляется также необходимость теоретического осмысления форм и методов освещения МПК зарубежными СМИ.
Объектом исследования являются теория и практика освещения зарубежными средствами массовой информации международного политического кризиса;
Предметом исследования является освещение современных международных политических кризисов газетами Франции Lе роint, Lе monde.
Целью исследования является выявление особенностей освещения французскими газетами современных международных политических кризисов как условие выработки мер по минимизации ущерба от применения манипулятивных технологий и повышения конструктивной роли прессы в разрешении международных политических кризисов
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Освещение международных политических кризисов зарубежными средствами массовой информации: теоретические аспекты…………………………………………………….... 8
1.1 Основные формы и методы освещения международных политических кризисов зарубежными средствами массовой информации……………….. 8
1.2 Влияние зарубежных средств массовой информации на международные политические кризисы………………………………………………………… 15
1.3 Французское восприятие международных политических кризисов…… 25
Глава 2. Освещение международных политических кризисов средствами массовой информации Франции на примере газет Lе роint, Lе mоndе....31
2.1 Своеобразие освещения международных политических кризисов газетами Lе роint, Lе mоndе…………………………………………………………….... 31
2.2 Лингвистические и визуальные средства представления международных политических кризисов газетами Lе роint, Lе mоndе ……………………….. 40
2.3 Освещение Украинского кризиса (2022) газетами Lе роint и Lе mоndе… 50
Заключение……………………………………………………………………... 59
Библиографический список……………………………………………………63
Библиографический список
1. Андрюшкова Н. А., Неволина А. А. Медиаобраз государства: политический имидж (на примере материалов зарубежных СМИ) 2017.
2. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.В. Ахмадулин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016.
3. Банина Н. В., Мельничук М. В., Осипова В. М. Основы теории и практики стилистики английского языка: учебник / Н.В. Банина, М.В. Мельничук, В.М. Осипова. - М.: Финансовый университет, 2017.
4. Баранов, А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга / А.Н. Баранов. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
5. Барановский В. Г., Н. И. Иванова. Глобальное управление: возможности и риски. М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 315 с.
Большаков В. “Зачем России Марин Ле Пен” URL: httрs://studеntlib.ru/%D0%91%D0%BЕ%D0%BB%D1%8С%D1%88%D0%B0%D0%BА%D0%BЕ%D0%B2-2012-2 , 2012.
6. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: учебное пособие для студентов вузов / К.П. Боришполец. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2005.
7. Быков О. Н. Национальные интересы и внешняя политика, Москва ИМЭМО РАН 2010.
8. Грушевская Т. М. Французская пресса через призму выразительных средств языкового пространства. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение», 2015.
9. Евдокимов В. А. Роль средств массовой информации в политизации социального конфликта Диссертация диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук: 10.01.10 / Евдокимов Владимир Анатольевич; Екатеринбург, 2007. С.106. Текст: непосредственный.
10. Емельяненко, Л.М. Конфликтология. Учебное пособие / Л.М. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торгова. – Казань: Изд-воКНЕУ, 2003.
11. Ермолаева, Е.Н. Особенности реализации медиатопика «Война» в современном новостном дискурсе (на материале англоязычных СМИ) / Е.Н. Ермолаева. // Политическая лингвистика. – 2011.
12. Ефимова С.Р. Иванов Р. В. Средства массовой информации и конфликты. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, 2010.
13. Забело, Т.В. Лингвистическая специфика политического дискурса / Т.В. Забело. // URL:httр://сhеlоvеknаukа.соm/lingvistiсhеskаyа–sреtsifikароlitiсhе skоgо–diskursа, 2018.
14. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Здравомыслов. – М.: Изд-во Аспект-пресс, 1996.
15. Зегонов, О.В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике: автореф. дисс. ... канд. полит. наук / О.В. Зегонов. – М. Изд-во МГУ, 2009.
16. Зеленков, М. Ю. Социальная конфликтология (базовый курс) / М. Ю. Зеленков. – М, 2011.
17. Казаков А.А. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации» 2015.
18. Каминченко Д. И. «Новые» средства массовой информации и социальные медиа как субъект политического процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Н.Новгород – 2015.
19. Клушина, Н.И. Этические аспекты массовой коммуникации / Н.И. Клушина // URL: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/v/еtiсhеskiе–аsреkty–mаssоvоy– kоmmunikаtsii, 2014.
20. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013.
21. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика. Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. – М.: Изд-во Юрайт, 2015.
22. Лазутина, Г.В. Ценностные аспекты международных конфликтов как предмет внимания СМИ / Г.В. Лазутина. // URL: httрs://еlibrаry.ru/dоwnlоаd /еlibrаry_28397509_25686776.рdf, 2016.
23. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1997.
24. Лисова С.Ю. Политическая эффективность СМИ; Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации», 2011.
25. Любимова, А.А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание (на сопоставительном материале средств массовой информации конца ХХ–начала ХХI вв.) / А.А. Любимова. ‒ М.: Изд-во МГУ, 2006.
26. Мамиева, Б.Ю. Манипулятивный потенциал современных СМИ при освещении военных конфликтов / Б.Ю. Мамиева. // URL: httрs://еlibrаry.ru /itеm.аsр?id=22416743, 2014.
27. Майнойло, А.В. Роль СМИ в разжигании политических конфликтов: теория и практика информационных войн / А.В. Майнойло. //URL:httрs://еlibrаry.ru/dоwnlоаd/еlibrаry_27329539_16477486, 2018.
28. Мельников, М. Прикладная конфликтология для журналистов / М. Мельников. – М.: Изд-во Права человека, 2006.
29. Михайлов, С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С.А. Михайлов. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012.
Такие черты газет связаны со стремлением выразить свою мысль быстро и при этом экспрессивно. Для газетного языка характерно использование метких, хлестких оценок, использование метонимии, метафоры. Экспрессивность достигается путем использования высокой книжной лексики (например, свершение, дерзание), через оценочную лексику, употребление перифраз, афоризмов, поговорок, пословиц. Особенной специфичностью и экспрессией в газете обладают заголовки. Одновременно они могут выполнять и рекламную функцию. От заголовка во многом зависит, захочет ли читатель прочитать публикацию или же не заинтересуется ею.
Считается, что Lе Mоndе, будучи качественным изданием, основная функция которого состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляет всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня, приводя читателя к пониманию сложных актуальных событий.
Таким образом, основная задача заголовков статей Lе Mоndе -- мотивировать к прочтению статьи полностью. Сами заголовки довольно сдержанные и лаконичные, редко состоят из более чем 6-8 слов, в заголовках используются ключевые слова, что является оптимальным решением с точки зрения информативности и запоминаемости.