Методика использования компьютерного симулятора в технической подготовке лыжника-ориентировщика на начальном уровне подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы - все это способствует популярности спортивного ориентирования.
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности [2].
Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Компьютерный симулятор в процессе подготовки лыжников-ориентировщиков 8
1.1. Технико-тактическая подготовка лыжников-ориентировщиков 8
1.2 Развитие технических навыков лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 11
1.3 Развитие тактических навыков лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 14
1.4 Развитие психологической устойчивости в соревновательных условиях лыжников-ориентировщиков с использованием компьютерного симулятора 21
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 26
2.3 Методы математической статистики 31
3 Результаты исследования 33
3.1 Усовершенствованная методика технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании с применением компьютерного симулятора 33
3.2 Результаты эксперимента 36
Заключение 41
Практические рекомендации 42
Список использованных источников 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агальцов, В.Н. Комплекс технических устройств для оценки развития ведущих психических качеств спортсменов-ориентировщиков / В.Н. Агальцов, Г.Г. Нугманов, А.К. Дроздовский // Тезисы докладов VIII науч. конф. молодых учёных. – Омск: ОГИФК, 2002. – С. 3-5.
2. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В. Г. Акимов. - М.: ФиС,2005.- 176с.
3. Алёшин, В.М. Спортивная картография / В.М. Алёшин, В.А. Пызгарев. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 126 с.
4. Алтунина, О.Е. Оптимизация тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков на основе реализации физиологических принципов нормирования нагрузок / О.Е. Алтунина, А.Ю. Алтунин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта студентов: материалы II междунар. науч.-практ. семинара. – Орёл: ОГТУ, 2004. – С.11-17.
5. Альмейда, К. Принятие решений в ориентировании: Пер. с англ. / К. Альмейда // Сборник учебно-методических материалов – 2002. – №6. – С.42-45.
6. Антонов, М.И. Влияние спортивного ориентирования на уровень физического развития студентов СГАФКСТ / М.И. Антонов // 57 научно-практическая конференция студентов СГАФКСТ: тез.докл. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – С. 9.
7. Белов, С. Спортивное ориентирование / С. Белов // Спорт для всех. – 2009. – №1. – С. 7.
8. Близневский, А.Ю. Моделирование технической подготовки лыжников-ориентировщиков в летний период / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская // Информационный вестник спортивного ориентирования. – 1996. – №1. – С. 29-30.
9. Близневская, В. С. Психологическая и тактическая подготовка в лыжном ориентировании / В. С. Блиневская, А. Ю. Близневский, С. В. Худик,
Е. В. Винникова // ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. − СПб, 2015. − № 8. − С. 211−216.
10. Близневский, А.Ю. Спортивное ориентирование: учебное пособие / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская, В.Н. Юдаков. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. – 36 с.
Исследование проводилось в декабре-январе 2017-2018 годов на базе спортивной школы – «Березовской ДЮСШ» п. Березовка. Дети были поделены на две группы – экспериментальную «Э» и контрольную «К», каждая группа состояла из 8 человек.
На первом этапе были проанализированы и обобщены литературные источники, научно-исследовательская литература по проблеме развития технико-тактических качеств спортсменов-ориентировщиков; сформулирован рабочий вариант темы, цель, объект, предмет, задачи; определен комплекс необходимых средств и методов; разработана программа исследования.
На втором этапе были проведены тесты на внимание, на наблюдательность, на наглядно-образную память, на кратковременную зрительную память, тест на логическое мышление, тест кольца Ландольта.
На третьем этапе проводился педагогический эксперимент, который предусматривал проверку эффективности предложенной программы.
На четвертом, повторное проведение тестов на внимание, на наблюдательность, на наглядно-образную память, на кратковременную зрительную память, тест на логическое мышление, тест кольца Ландольта.