Особенности освещения вооруженных конфликтов на телевидении (на материале телеканалов «Россия-1» и «Первый канал»)
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт во все времена является постоянным спутником человечества и проявляется во многих формах – от дебатов и споров, до таких крайних форм, как: революция, бунт, война, терроризм. Всегда трудно определить, когда конфликт переходят в крайнюю форму, в частности в вооруженный конфликт, в котором гибнут сотни и тысячи людей. И это самая суровая реальность на сегодняшний день. И если невозможно предотвратить вооруженные конфликты, то, по крайней мере, необходимо оградить людей от реальности войны, попытаться уменьшить ее разрушительные последствия. Отражение вооруженных конфликтов в СМИ является одной из сложных социально-политических проблем, которая в последние годы все больше привлекает внимание политиков, историков, философов и социологов. Интерес к данной проблеме обусловлена тем, что средства массовой информации являются одним из способов инициирования или, наоборот, предотвращения и разрешения конфликтов. Правда, это регулирование весьма противоречиво: СМИ могут обострять или смягчать течение конфликтов, способствовать эскалации напряженности или участвовать в процессе умиротворения и социального оздоровления после окончания конфликта. Другими словами, СМИ стали самым важным оружием в управлении вооруженными конфликтами. Актуальность темы, выбранной для дипломной работы, обусловлена тем, что сегодня средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения. Восприятие общественностью происходящего в зоне вооруженного конфликта может зависеть от того, насколько точны и объективны данные журналиста, что также формирует отношение к сторонам конфликта.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ТЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………………………... 8
1.1 Понятие «вооруженный конфликт» и его использование в средствах массовой информации…………………………………………………………. 8
1.2 Функции СМИ в современных вооруженных конфликтах……………………………………………………………………... 14
1.3 Особенности освещения вооруженных конфликтов на телевидении…………………………………………………………………….. 20
Выводы к главе 1……………………………………………………………….. 26
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСВЕЩЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ……………...…………………………… 27
2.1 Профессиональная этика тележурналиста: особенности работы в зоне вооруженного конфликта….…………………………………………………... 27
2.2 Независимость и объективность при освещении вооруженного конфликта……………………………………………………………………….. 34
2.3 Манипулятивные подходы при освещении вооруженных конфликтов…………………………………………………............................... 38
Выводы к главе 2……………………………………………………………….. 49
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ………………………………………... 50
3.1 Свобода слова и журналисткой деятельности в зоне вооруженного конфликта……………………………………………………………………….. 50
3.2 Особенности построения журналистского репортажа из «горячей точки» на телеканале «Россия 1»……………………………………………… 53
3.3 Особенности построения журналистского репортажа из «горячей точки» на «Первом канале»……………………………………………………. 59
Выводы к главе 3…………………………………………………...................... 64
Не найдено
Последнее, но самое важное, что нужно знать перед поездкой в зону вооруженного конфликта – это права журналиста в зонах конфликтов. Права должны быть известны на международном и местном уровнях. Во-первых, нужно знать Женевские конвенции о гражданских лицах в зонах боевых действий. Журналистское творчество связано не только с донесением информации о теме конфликта, но и нередко дает оценку его оппонентам. По мнению исследователя М. Мельникова, журналистика предполагает широкий спектр моделей поведения и дает представителям этой профессии значительные степени свободы. В данном исследовании мы выдвигаем гипотезу о том, что помимо нарушений профессиональной этики, допущенных по незнанию или невнимательности, можно столкнуться и с нарушениями, совершаемыми умышленно, с целью обратить внимание зрителя на те аспекты, которые подтверждают мнение телеканала [11]. Поэтому считаем важным представить следующие модели информационного обеспечения конфликта: идеальную (позитивную) и реальную (негативную).