Процесс адаптации первоклассников к условиям учебной деятельности
Актуальность проблемы адаптации детей к школе является одной из наиболее важных для начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным [1].
Содержание не найдено
Ссылки на источники:
1. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т. В. Костяк. – Москва : Академия, 2008. – 176 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – ISBN 978-5-7695-4582-5.
2. Антропова, М. В. Адаптация учащихся 6-11 лет к учебным нагрузкам / М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова // Новые исследования по возрастной физиологии. – Москва, 2002. – С. 5–9.
3. Детская патопсихология : хрестоматия / составитель Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2010. – 352 с. – (Университетское психологическое образование). – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57341 (дата обращения: 12.01.2022).
4. Дубровина, И. В. Школьники и охрана их здоровья / И. В. Дубровина // Школа здоровья. – 2008. – Т. 5. – № 2. – С. 50–57.
5. Гагай, В. В. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей / В. В. Гагай, К. Ю. Гринева // Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-shkolnoy-adaptatsii-pervoklassnikov-kak-trudnoy-zhiznennoy-situatsii-dlya-detey-i-roditeley (дата обращения: 11.09.2021).
6. Беребин, М. А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики : тематический сборник научных трудов / М. А. Беребин. – Челябинск : Издательство ЮУрГУ, 2012. – 155 с.
7. Подымова, Л. С. Психофизиология образования : учебное пособие / Л. С. Подымова, С. А. Сеина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 220 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602210 (дата обращения: 13.04.2022). – Библиогр.: с. 205–210. – ISBN 978-5-4499-1896-3.
8. Лебеденко, О. А. Социализация ребенка в начальной школе / О. А. Лебеденко // Социальная психология развития: книга для учителя : учебник / под общей редакцией Е. И. Рогова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – С. 317–359. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493317 (дата обращения: 13.04.2022).
9. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника : для занятий с детьми 5-7 лет / А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с. – (Библиотека программы «От рождения до школы»).
Предоставленные подходы целесообразны только с теоретической точки зрения. Также можно сказать, что процесс адаптации схож с процессом социализации, а именно: взаимодействие личности с обществом, ходит в состав этапов социализации, имеет схожие признаки. По мнению О. А. Лебеденко, если социализация исторически детерминирована направлением развития личности, то ее можно понимать, как одну из форм проявления адаптации [8].
Имеется достаточно трудов отечественных исследователей раскрывающих проблему адаптации первоклассников к условиям обучения (Б. Н. Алмазов, С. И. Гин, К. Х. Делокаров, К. Джерджен, Т. В. Костяк), раскрывается качество адаптационного процесса личности сквозь призму его психофизиологического потенциала (Ф. Б. Березин, Г. М. Зараковский, В. П. Казначеев, H. A. Разыграев, В. П. Чтецов, Г. Я. Шидловский и др.), раскрываются внешние факторы, влияющие на процесс ада