Типология магических сюжетов А. С. Грина 1920х годов («серый автомобиль», «крысолов», «фанданго»)
Актуальность статьи обусловлена интересом современного литературоведения к нереалистическим разновидностям прозы XX века. В художественном методе Грина синтезированы черты романтизма, символизма и магического реализма, определяющие соотношение в тексте сверхъестественного и реального. Анализируются репрезентативные рассказы, основанные на включении в сюжеты магического компонента: «Серый автомобиль», «Крысолов», «Фанданго». В каждом из них использованы традиционные для русской магической прозы ХХ века мотивы: игра в карты, оживающие изображения, борьба героя с оборотнями и др. К повторяющимся в магических рассказах чертам относятся упоминание точного времени и реального места действия, онейрические состояния, мотивы зеркальности, пробуждения, двоемирия и т. д. Выявляются особенности психологизма. Делается вывод о том, что прозе Грина свойственна двойная мотивировка событий ‒ психологическая и магическая.
Содержание не найдено
Библиографический список
Слонимский М. Александр Грин – реальный и фантастический. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками: Автобиографическая проза. Воспоминания. Москва: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького; Феодосия: Изд. дом «Коктебель», 2012: 291-304.
Колобаева Л.А. «Никакой психологии», или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века). Вопросы литературы. 1999; 2: 5-20.
Варламов А.Н. Александр Грин. Москва: Молодая гвардия, 2005.
Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. Москва: Правда, 1980.
Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина. Москва: Наука. 1969.
Белый А. Священные цвета. Символизм как миропонимание. Москва: Республика, 1994: 201-210.
Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Москва: Эксмо, 2020.
Топоров В.Н. Числа. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, 1988: 629-631.
Шарданова И.В. Структура символических образов «Дом» и «Путь» в рассказе А. Грина «Крысолов». Культурная жизнь Юга России. 2008; 4 (29): 83-85.
Дикова Т.Ю. Рассказы Александра Грина 1920-х годов: поэтика оксюморона: дис … канд. филолог. наук. Екатеринбург, 1996.
Димитриева О.А. Вакхическая лексика, вербализующая объект питания, в художественном мире Александра Грина. Научный диалог. 2021; 4: 80-96.
Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок, мифов. Душа человека. Москва: Республика, 1992: 179-298.
Фомин А.А. Ономастика «Фанданго» А. Грина: хронотоп и концептуальный план произведения. Известия Уральского гос. ун-та. 2000; 17: 133-146.
Белова Ю.И. Ватто и Прево: Эффекты зеркальности в литературе и искусстве. Вестник Санкт-Петербургского ун-та. 2006; 4: 11-18.
Лотман М.Ю. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1922: 377-380.
Кобзев Н.А. Романтизм Александра Грина (проблематика, герой, стиль). Кишинев: «Штиинца», 1983
Солнцева Н.М. Репутация куклы. Москва:
Замкнутость пространства-лабиринта усиливает атмосферу кошмара, из которого нет выхода. Восприятие внешних характеристик пространства трансформируется в работу подсознания или воображения – Банк обретает черты живого существа, подобно серому автомобилю. Герой идет по «нервному веществу» [4, с. 373] здания. В повествование введен традиционный в магических сюжетах мотив втягивания героя в иное пространство. Грин акцентирует внимание на добровольном подчинении героя власти Банка: рассказчик «усваивает» [4, с. 374] стиль здания, его завораживает «безжизненное опустошение» [4, с. 374]; «соблазн разрушения начал звучать поэтическими наитиями» [4, с. 374]; он открыт «внушению» [4, с. 374], которое «подобно музыкальному внушению оригинального мотива» [4, с. 374]. В «Фанданго» Александр Каур также находится во власти звучащей в сознании мелодии.