Историческая живопись XIX века (на примере картины В. И. Сурикова «Меньшиков в Березове»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования объясняется тем, что такое явление как историческая живопись в российской историографии всегда считалось историческим феноменом. При этом, в последние годы внимание к данной тематике резко выросло не только со стороны историков, рассматривающих данное явление в качестве одного из подходов к исследованию прошлого, но и со стороны деятелей культуры и искусства.
Важно отметить, что еще в самом начале XIX века в России зарождался подъем патриотизма, чему поспособствовала Отечественная война 1812 года, по окончании которой передавая общественность государства начала протестовать против политического строя и крепостного права. По сути, весь XIX век был загружен активными обсуждениями национальной идентичности русского народа. Именно это и стало поводом для того, чтобы изучением истории России занялись не только историки, но и мыслители, поэты, художники.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ XIX ВЕКА 9
1.1 Истоки исторической живописи в России 9
1.2 Историческая живопись Сурикова В.И. 12
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ А.Д. МЕНЬШИКОВА И ЕГО СЕМЬИ 16
2.1 Краткая биография А.Д. Меньшикова 16
2.2 А.Д. Меньшиков как государственный деятель и семьянин 19
ГЛАВА 3. НАПИСАНИЕ КАРТИНЫ «МЕНЬШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ» 24
3.1 Написание и замысел картины 24
3.2 Отношение современников и критиков к картине В.И. Сурикова 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Первоисточники
1. «Летопись искусства, театра и музыки». — «Всемирная Иллюстрация», т. XXIX, от 5 марта 1883 г.
2. Die Wander-Gemälde Ausstellung, «Moskauer Deutsche Zeitung». – 20 April 1883. – №89.
3. Ein Gang durch die XI Wanderausstellung in der Akademie der Künste. – St.-Petersburger Zeitung. – 4 März 1883. – №63.
4. Бруни, Ф. А. Очерки событий из российской истории, сочиненные и гравированные профессором живописи Ф. Бруни: с поясн. текстом соч. М. Резвого. - Санкт-Петербург: О-во поощрения художников, 1839.
5. Вагнер, Н. Одиннадцатая передвижная выставка. – «Новое время» от 6 марта 1883 г. – №2521.
6. Волынский, Н. П. Постепенное развитие русской регулярной конницы в эпоху Великого Петра. – СПб., 1912.
7. Выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. – «Петербургский листок» от 6 марта 1883 г.
8. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Изд. 6. – СПб.: М.М. Стасюлевич, 1912. – 441 с.
9. Манштейн, Х. Г. Записки о России генерала Манштейна. Перевод [В. В. Тимощук] с французской подлинной рукописи автора / [предисл. Мих. Семевского]. – СПб: Тип. В. С. Балашева, 1875. – 397 с.
10. На передвижной выставке. – «Петербургская газета» от 5 марта 1883 г. – №62.
11. Сомов, А. П. Петербургская выставка. – «Художественные новости». T.1. от 15 апреля 1883 г. – №6.
12. Тепин, Я. А. Суриков // Аполлон. – 1916. – №4-5. – С. 21-39.
Литература
13. Биограф [Официальный сайт]: Александр Данилович Меньшиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biographe.ru/politiki/aleksandr-menshikov (дата обращения: 11.04.2022). – Загл. с экрана.
14. Гор, Г. С. Василий Иванович Суриков. 1848-1916 / Г. С. Гор, В. Н. Петров. – М.: Мол. гвардия, 1955. – 222 с.
15. Дементьева, А. Картина «Меншиков в Березове» Василия Сурикова [Сайт]: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topkartin.ru/kartiny/menshikov-v-berezove (дата обращения: 28.04.2022). – Загл. с экрана.
16. Жидков, Г. В. Заметки о русской исторической живописи // Искусство. 1939. – №2.
17. История мира [Сайт]: Картина В. Сурикова «Меншиков в Березове» - анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/19576-kartina-v-surikova-menshikov-v-berezove-analiz.html (дата обращения: 28.04.2022). – Загл. с экрана.
18. История русского искусства: [В 13-ти томах]. Том VIII, книга 1 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. – М.: Издательство Академии наук СССР; «Наука», 1963. – 707 c.
19. Карев, А. А. К вопросу об истоках исторической картины в России // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2019. – №1. – С. 146-159.
20. Князьков, С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – Культура. 1990. – С. 71-72.
21. Кукина, Е.М. Историческая картина в русской живописи XIX в. [Электронный ресурс] // День за днем: Наука. Культура. Образование. – 2021. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php/page.php?article=1584 (дата обращения: 08.04.2022). – Загл. с экрана.
22. Маджаров, А. С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX В. (к 165-летию со дня рождения художника) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2013. – №2(5). – С. 87-105.
23. Мякотин, В. А. Меншиков, Александр Данилович // ЭСБЕ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Меншиков,_Александр_Данилович (дата обращения: 15.04.2022). – Загл. с экрана.
24. О поднесении ордена Св. Апостола Андрея Государю Петру Первому // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. – СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. – Т. IV, 1700-1712, №1931. – С. 216.
25. Островский, Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 359 с.
26. Петрова, С. «Меншиков в Березове» Сурикова [Официальный сайт] // Исторический журнал «Дилетант». – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/40536755/ (дата обращения: 27.04.2022). – Загл. с экрана.
27. Пушкин, А. С. История Петра. Подготовительные тексты. Года 1701 и 1702.
28. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 382 с.
29. Товарищество передвижных художественных выставок [Сайт]: Оценка картины «Меншиков в Березове» современной ей критикой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ghLo2 (дата обращения: 30.04.2022). – Загл. с экрана.
30. Толстой, А. Н. Собрание сочинений. В 10 т. Т.7. Петр I: роман / А.Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1984. – 783 с.
Так, например, обращаясь к теме «крестьянской войны» он максимально глубоко погружался в проблему и приравнивал ее к собственной истории.
Еще одним шедевром художника стала картина «Боярыня Морозова», при помощи которой он смог продемонстрировать настоящую трагедию русского народа в условиях реформ. В.И. Суриков поставил целый ряд проблем, актуальных под конец XIX века для России: поиски национальной идеи, борьба за права женщин, жизнь после отмены крепостного права. При этом, он снова использовал метод противопоставления, разделив картину на 3 части: в середине сидит боярыня Морозов, справа – толпа людей, которая сочувствует боярыне, а слева – толпа людей, которые злорадствуют над ней. При помощи такой «борьбы» автор смог продемонстрировать социальную борьбу в России в период правления Алексея Михайловича.