Историческая живопись XIX века (на примере картины В. И. Сурикова «Меньшиков в Березове»)

Курсовая работа, в которой автор определяет особенности исторической живописи, а также роль личности В.И. Сурикова в контексте изучения истории России на примере картины "Меньшиков в Березове". Методология исследования: в данной работе используются несколько исследовательских подходов, потому как данная тема является междисциплинарной.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.09.2022
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования объясняется тем, что такое явление как историческая живопись в российской историографии всегда считалось историческим феноменом. При этом, в последние годы внимание к данной тематике резко выросло не только со стороны историков, рассматривающих данное явление в качестве одного из подходов к исследованию прошлого, но и со стороны деятелей культуры и искусства.
Важно отметить, что еще в самом начале XIX века в России зарождался подъем патриотизма, чему поспособствовала Отечественная война 1812 года, по окончании которой передавая общественность государства начала протестовать против политического строя и крепостного права. По сути, весь XIX век был загружен активными обсуждениями национальной идентичности русского народа. Именно это и стало поводом для того, чтобы изучением истории России занялись не только историки, но и мыслители, поэты, художники.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ XIX ВЕКА 9

1.1 Истоки исторической живописи в России 9

1.2 Историческая живопись Сурикова В.И. 12

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ А.Д. МЕНЬШИКОВА И ЕГО СЕМЬИ 16

2.1 Краткая биография А.Д. Меньшикова 16

2.2 А.Д. Меньшиков как государственный деятель и семьянин 19

ГЛАВА 3. НАПИСАНИЕ КАРТИНЫ «МЕНЬШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ» 24

3.1 Написание и замысел картины 24

3.2 Отношение современников и критиков к картине В.И. Сурикова 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Первоисточники

1. «Летопись искусства, театра и музыки». — «Всемирная Иллюстрация», т. XXIX, от 5 марта 1883 г.

2. Die Wander-Gemälde Ausstellung, «Moskauer Deutsche Zeitung». – 20 April 1883. – №89.

3. Ein Gang durch die XI Wanderausstellung in der Akademie der Künste. – St.-Petersburger Zeitung. – 4 März 1883. – №63.

4. Бруни, Ф. А. Очерки событий из российской истории, сочиненные и гравированные профессором живописи Ф. Бруни: с поясн. текстом соч. М. Резвого. - Санкт-Петербург: О-во поощрения художников, 1839.

5. Вагнер, Н. Одиннадцатая передвижная выставка. – «Новое время» от 6 марта 1883 г. – №2521.

6. Волынский, Н. П. Постепенное развитие русской регулярной конницы в эпоху Великого Петра. – СПб., 1912.

7. Выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. – «Петербургский листок» от 6 марта 1883 г.

8. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Изд. 6. – СПб.: М.М. Стасюлевич, 1912. – 441 с.

9. Манштейн, Х. Г. Записки о России генерала Манштейна. Перевод [В. В. Тимощук] с французской подлинной рукописи автора / [предисл. Мих. Семевского]. – СПб: Тип. В. С. Балашева, 1875. – 397 с.

10. На передвижной выставке. – «Петербургская газета» от 5 марта 1883 г. – №62.

11. Сомов, А. П. Петербургская выставка. – «Художественные новости». T.1. от 15 апреля 1883 г. – №6.

12. Тепин, Я. А. Суриков // Аполлон. – 1916. – №4-5. – С. 21-39.

Литература

13. Биограф [Официальный сайт]: Александр Данилович Меньшиков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biographe.ru/politiki/aleksandr-menshikov (дата обращения: 11.04.2022). – Загл. с экрана.

14. Гор, Г. С. Василий Иванович Суриков. 1848-1916 / Г. С. Гор, В. Н. Петров. – М.: Мол. гвардия, 1955. – 222 с.

15.   Дементьева, А. Картина «Меншиков в Березове» Василия Сурикова [Сайт]: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topkartin.ru/kartiny/menshikov-v-berezove (дата обращения: 28.04.2022). – Загл. с экрана.

16. Жидков, Г. В. Заметки о русской исторической живописи // Искусство. 1939. – №2. 

17. История мира [Сайт]: Картина В. Сурикова «Меншиков в Березове» - анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/19576-kartina-v-surikova-menshikov-v-berezove-analiz.html (дата обращения: 28.04.2022). – Загл. с экрана.

18. История русского искусства: [В 13-ти томах]. Том VIII, книга 1 / Редакторы тома: В. Н. Лазарев и Т. В. Алексеева. – М.: Издательство Академии наук СССР; «Наука», 1963. – 707 c.

19. Карев, А. А. К вопросу об истоках исторической картины в России // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2019. – №1. – С. 146-159.

20. Князьков, С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – Культура. 1990. – С. 71-72.

21. Кукина, Е.М. Историческая картина в русской живописи XIX в. [Электронный ресурс] // День за днем: Наука. Культура. Образование. – 2021. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php/page.php?article=1584 (дата обращения: 08.04.2022). – Загл. с экрана.

22. Маджаров, А. С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX В. (к 165-летию со дня рождения художника) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2013. – №2(5). – С. 87-105.

23. Мякотин, В. А. Меншиков, Александр Данилович // ЭСБЕ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Меншиков,_Александр_Данилович (дата обращения: 15.04.2022). – Загл. с экрана.

24. О поднесении ордена Св. Апостола Андрея Государю Петру Первому // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. – СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. – Т. IV, 1700-1712, №1931. – С. 216.

25. Островский, Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 359 с.

26. Петрова, С. «Меншиков в Березове» Сурикова [Официальный сайт] // Исторический журнал «Дилетант». – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diletant.media/articles/40536755/ (дата обращения: 27.04.2022). – Загл. с экрана.

27. Пушкин, А. С. История Петра. Подготовительные тексты. Года 1701 и 1702.

28. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 382 с.

29. Товарищество передвижных художественных выставок [Сайт]: Оценка картины «Меншиков в Березове» современной ей критикой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ghLo2 (дата обращения: 30.04.2022). – Загл. с экрана.

30. Толстой, А. Н. Собрание сочинений. В 10 т. Т.7. Петр I: роман / А.Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1984. – 783 с.

Так, например, обращаясь к теме «крестьянской войны» он максимально глубоко погружался в проблему и приравнивал ее к собственной истории.
Еще одним шедевром художника стала картина «Боярыня Морозова», при помощи которой он смог продемонстрировать настоящую трагедию русского народа в условиях реформ. В.И. Суриков поставил целый ряд проблем, актуальных под конец XIX века для России: поиски национальной идеи, борьба за права женщин, жизнь после отмены крепостного права. При этом, он снова использовал метод противопоставления, разделив картину на 3 части: в середине сидит боярыня Морозов, справа – толпа людей, которая сочувствует боярыне, а слева – толпа людей, которые злорадствуют над ней. При помощи такой «борьбы» автор смог продемонстрировать социальную борьбу в России в период правления Алексея Михайловича.