Специфика концепта «осень» в лирике Александра Лужикова
В поэтической манере поэта Александра Лужикова ощутимо желание быть непохожим на кого бы то ни было, выбиваться за привычные рамки, обращая внимание на скрытые стороны уже привычных образов и вводя свои оригинальные образы, обладающие и глубиной, и значимостью. Именно они и составляют основу его лирического мира, основу мироощущения лирического героя. Эти образы довольно разноплановы и имеют несколько уровней развития. Также необходимо подчеркнуть общее стремление поэта к парадоксальности в обрисовке образов и в выводах. Уже по названию цикла стихов «Арся кывбуръяс» (Осенние стихотворения) в сборнике «Енэжшöрса ордым» (Небесная тропа), вышедшем в 1994 г., следует сделать вывод о приоритете поэта, который отдает предпочтение концепту «осень» перед другими образами времен года. Данный концепт в его лирике имеет несколько уровней. В стихотворении «Арыс пöрысь. Арыс мисьтöм» (Осень старая. Осень некрасивая...) осень предстает перед нами в традиционном грустно-элегическом настроении. Минорное звучание создается и усиливается эпитетами, несущими отрицательное эмоциональное содержание: «старая», «некрасивая», «тоскливая», «бледная». Но при этом нет отчуждения лирического героя от осени, она представлена живым, близким ему существом, которому он сопереживает. Одушевление осени, наделение ее чувствами и переживаниями, даже сочувствия ей – все это говорит о том, что лирический герой неравнодушен к осени. И нагнетание негативных эпитетов создает обратный эффект: мы понимаем, что, несмотря на слышимую («звон колокольчиков») близость зимы, сменяющей осень, лирическому герою жаль ее.
Содержание не найдено
Библиографические ссылки:
Лужиков А. Енэжшöрса ордым (Небесная тропа). Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994.128 с.
Именно это не дает покоя лирическому герою, потерявшему друга и вдруг оставшемуся в одиночестве, как одинокая утка, летящая в теплые места, понимающая свое одиночество. Тоска по осени усиливается тем, что если в предыдущем стихотворении образ осени представал несколько отстраненно, что оберегало лирического героя, то здесь они показаны чрезвычайно слитно: разлука и разделение сопровождаются болью. Образ осени, сотканный автором из в общем-то традиционных для лирики коми природных образов: вöр «лес», рас «роща», Эжва ю «река Эжва», – своеобразный медиатор, посредством которого мы чувствуем грусть лирического героя. Эти образы здесь олицетворяют осень уже потерянную: