Образ главного героя-мужчины как штамп в отечественном кино
В современном отечественном кинематографе в отличие от кинематографа США и Европы мы практически не видим фильмов, где главный мужской герой был бы внешне женоподобным с длинными волосами, художник, писатель или просто творческий человек, который может сомневаться, иметь свои причуды и не бояться быть слабым. Отечественный зритель может спокойно и положительно воспринимать фильмы с участием иностранных актеров, герои которых имеют перечисленные особенности. Он может восхищаться на экране длинноволосым Джонни Деппом, но не принять длинноволосого, допустим, Александра Петрова, или Данилу Козловского, играющих подобный образ в контексте не историческом кино, а современности. В этом и заключается парадокс и проблематика. В современном отечественном кинематографе главные мужские герои зачастую предстают на экранах с определенным набором похожих качеств, чем формируют уже некий стереотип героя-мужчины.
Содержание не найдено
Список источников
Абдуллаева М. М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2009. – №. 563. – С. 35-49.
Григорьян К. Э. Последний герой российской кинематографии //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2011. – №. 1. – С. 170-173.
Дьячок М. Т. Пацан: слово и понятие //Политическая лингвистика. – 2007. – №. 22. – С. 110-116.
Кабышева Э. В. Образ "пацана" как выражение традиционных маскулинных черт в российском кино: характерные черты и причины актуальности //Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – №. 31.
Кон И. Мужчина в меняющемся мире. – Litres, 2020.
Косинова М. И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «Застоя» //Вестник университета. – 2016. – №. 6. – С. 255-259.
Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения //Бизнес-образование в экономике знаний. – 2015. – №. 1 (1). – С. 94-97.
Романов П. В. По-братски: мужественность в постсоветском кино //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – Т. 4. – №. 2. – С. 119-135.
Сенникова В. В., Савельева Е. Н. Образ героя в отечественном кинематографе: от образцовой модели соцреализма к неопределенности постсоветского времени //Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2017. – №. 27. – С. 251-262.
Чернышов А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. – 2010. – №. 1. – С. 349-356.
Strauss W., Howe N. The fourth turning: What the cycles of history tell us about America's next rendezvous with destiny. – Crown, 2009.
Артур Сергеевич Авару – студент, группа 1051 Б, факультет экранных искусств, СПБГИКиТ.
Научный руководитель – Светлана Викторовна Хлыстунова, кандидат искусс
При этом архетип пацана становиться граничащим с архетипом Ивана-дурака («Каникулы строго режима» (2009), «Горько!» (2013), «Непослушник» (2022)). В виду глобальной идентификации главный герой становится более шаблонным, все чаще включает в себя пафос, брутальность и повсеместный повседневный юмор, что характерно для мирового кинематографа в целом. Еще в фильме «Брат 2» (2000) режиссер Сергей Балабанов над этим иронизировал, но его герой все равно получился естественным и живым, то уже в современном фильме режиссера Олега Трофима «Майор Гром: Чумной доктор» (2021) симбиоз российского героя «пацана» с героем американского типа смотрится условно органично. Герой становится менее реалистичным.
Интерес к кинематографическому «пацану» до сих пор, обоснован, возможно, следующими причинами.
Россия славится своей патриархальностью и на политическом и культурном уровне всякое смешение гендерных ролей властью не поддерживается.