Словотворчество как философская проблема
Введение
Один из спорных вопросов стилистики – выделение художественного стиля. Одни ученые (А.Д. Шмелев, В.З. Панфилов, В.Д. Бондалетов) считают, что выделение художественного стиля не обосновано, так как стиль включает в себя средства других функциональных стилей на всех уровнях языка. Но наш взгляд, язык художественной литературы – инструмент уникального типа мышления – ассоциативного-образного. Также отметим особую функцию художественного стиля – раскрытие авторского замысла. Каждый автор по-своему решает эстетические задачи, ведёт диалог с читателем. Поэтому выделение художественного стиля правомерно и мы будем придерживаться этой точки зрения.
Одной из характерных черт искусства XX в. является словотворчество. Тенденция к оригинальным словесным конструкциям нашла своё отражение в индивидуальном стиле В.В. Маяковского, С.А. Есенина, В. Хлебникова, М.И. Цветаевой, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко.
Учёных-лингвистов давно привлекает пласт окказиональной лексики в поэзии
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Историко-философское осмысление креативных возможностей языка… 5
К вопросу о креативных возможностях языка в эпоху античности……..5
К вопросу о поэтическом языке в эпоху Возрождения……………….…6
Идеи В. фон Гумбольдта о языке………………………………………..…7
Отечественные лингвисты о креативных возможностях языка и его эстетическом воздействии на человека…………………………………….9
Некоторые идеи о языке и творчестве XX века……………………….…11
К вопросу о языковой игре и языковой личности…………………………15
Игровой характер поэзии…………………………………………………..16
Проблема определения понятия ?языковая игра?……………………….17
Связь языковой личности и словотворчества…………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Список литературы
Абросимова Л.С. Словообразование в языковой категоризации мира: монография / Л.С. Абросимова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. – 328 с.
Александрова О.И. О неповторимом в области поэтического словотворчества / О.И. Александрова // Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка: Сб. науч. трудов. Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. ин-та, 1972. – С. 115–127
Амельченков В.В. Философские проблемы креативности языка как общественного явления : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Амельченков Владислав Викторович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. – Москва, 2009. – 178 с.
Античные теории языка и стиля : сб. / под ред. О.М. Фрейденберг. – М.; Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. – 344 с.
Бэкон Ф. Новый Органон. – Ленинград: Соцэкгиз. Ленинградское отд-ние 1935. – 382 с.
Витгенштейн Л. ?Голубая книга? и ?Коричневая книга? // Современная аналитическая философия. М., 1991. Вып. 3.
Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994. – 612 с.
Гридина Т.А. Языковая игра как лингвркреативная деятельность / Т.А. Гридина // Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезесе. Екатеринбург, 2002. — с.26‒27.
Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. – М. 2001. – 400 с.
Гумбольдт фон В. Лаций и Эллада. // Избранные труды по языкознанию. – М., ?Прогресс?, 2001. – 400 с.
Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. – М. : Институт языкознания РАН, 1995. – С. 239–320.
Денисова Э.С. Проблемы словотворчества в контексте антропологической теории В. Фон Гумбольдта (онтологический и функциональный аспект) // Сибирский филологический журнал. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-slovotvorchestva-v-kontekste-antropologicheskoy-teorii-v-fon-gumboldta-ontologicheskiy-i-funktsionalnyy-as
Мы, скорее, должны предположить, что появление мыслительных процессов, как особого рода психической деятельности, относится почти к самому началу развития речи; а также что значение, раз возникнув, неизбежно воздействовало на жизнь своего языкового символа, способствуя дальнейшему росту языка. Этот сложный процесс взаимодействия языка и мышления мы со всей наглядностью наблюдаем и теперь. Орудие делает возможным продукт, продукт способствует усовершенствованию орудия?. Язык настолько тесно связан с опытом и мышлением, что их невозможно разделить. ?Язык и шаблоны нашей мысли неразрывно между собою переплетены; они в некотором смысле составляют одно и то же?. По мере увеличения и дифференциации нашего опыта мы пытаемся адекватно его выразить. При этом не происходит замещения языковых пластов или добавления их в уже существующую схему. Ничего радикально нового в язык привнести нельзя.