Аудиочтение в начальной школе
Аудиочтение как чтение вслух зародилось в глубокой древности. Так, ученые утверждают, что чтение вслух – это первоначальный вид чтения, который преобладал во времена античности, был широко распространен в Средневековье и даже позже – в XVI–XVII вв. в Европе, да и в России. В то время чтение текстов подразумевало их вокализацию, и читатели были, по сути дела, слушателями голоса чтеца. Считалось, что чтение вслух «дарило книге душу» [Мелентьева]. В России традиция чтения вслух прошла от чтения вслух религиозных текстов под сводами монастырей и в ходе литургии в церкви до чтения вслух слугами для надобностей своих господ. Чтение вслух широко использовалось и в послереволюционной России для ликвидации неграмотности. В 1920–1930-е гг., да и позже, вплоть до 1960-х гг. в советских библиотеках был распространен такой метод работы с читателем, как громкое чтение [Мелентьева].
Содержание не найдено
Библиографический список:
1.Агеева Г. М. Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия //Библиосфера. – 2020. – № 1. – с. 102-107.
2. Баль В. Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 17. С. 91–101
3. Баль В. Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения // Вестник Томского государственного университета. Культурологияи искусствоведение. 2019. № 36. С.5-11.
4. Динер Е. В., Колесникова О. И. Семиотическая составляющая мультимедийного издания для детей как фактор мотивации к чтению //Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2(40). С. 133-141.
5. Мелентьева Ю. П. Аудиочтение: исторические истоки и современная ситуация// Научные и технические библиотеки. 2008. № 9. С. 45-50.
6. Неверович Г.А. Выразительное чтение учителя и слушание как средство приобщения младших школьников к чтению // Герценовские чтения. Начальное образование. 2018. Том: 9. № 2. С. 150-153.
7. Шереметевский В. П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении // М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова. 1886.
Bal VY (2018) "Soundingbooks" in the modern publishing industry. Tekst. Kniga.Knogoizdanie, 17: 91-101. (In Russ.).
При этом непонятные слова, которых так боятся учителя, не мешают рождаться чувству прекрасного. Языковой образ, в отличии от научного понятия, не только семантически значим, но и переживаем, эстетически ценен и целен. Объяснения неизвестного должно возникать в ответ на вопрос слушателя, в ином случае они просто не нужны [Г.А. Неверович]. Более того, по мнению В.П. Шереметьевского, во время самого чтения педагогу не следует быть многословным, чтобы не ослабить живых образов, вызываемых в учениках произведением. В то же время, слушая, как ученик читает тот или иной фрагмент, учитель может сделать вывод о том, насколько ему понятно прочитанное.
Деятельность читателя-слушателя заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения, эмоциональной сфере сознания. Эта деятельность индивидуальная и внешне проявляется в выражении лиц учеников, в восклицаниях, удивлении или продолжительном молчании.