Влияние дидактической игры на развитие словесно – логической памяти у школьников с задержкой психического развития
Более 50% учащихся начальной школы, относятся к категории риска психической и личностной дезадаптации, это школьники с задержкой психического развития. Из них 35% составляют дети, у которых в начальной школе были обнаружены расстройства эмоционально-волевой и психофизиологической сферы. По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у школьников с ЗПР наблюдаются трудности в обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Школьники с ЗПР с трудом воспроизводят малый объём, менее 25% потоковой информации на слух. Им тяжело даётся пересказ только что услышанного. У школьников с ЗПР слабо формируется учебная мотивация — дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых интересов, над учебными, также наблюдается несформированность произвольного поведения. Учащиеся с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, включаются, или вовсе не могут включиться в учебную деятельность, воспринимать школьные задания, выполнять их.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Бадалян Л., Миринов А. Память и нервно психическое развитие // Дошкольное воспитание 1976, № 4 стр. 23 - 31
2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2000-351с.
3. Блонский И.П. Память и мышление. М.: «Просвещение» 1974-245с.
4. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: «Просвещение» 1991.- 207 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:1991.- 176с.
7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1979.-367с.
8. Выготский Л.С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах – Т.2 М.: 1982
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии 1966, № 6
10. Гнедова Н. М. Роль самоконтроля в условиях обучения смысловому соотнесению как мнемическому приёму детей 5, 6 лет// Вопросы психологии 1972, № 4 .
11. Дети с временными задержками. / Под. Ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: «Педагогика» 1971.-135с.
12. Дети с задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной – М.: 1984.- 256 с.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. - М.: «Педагогика» 1973.-150с.
14. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 1992, № 4 стр. 16 – 23
15. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и мышления детей с пониженной обучаемостью.- М.: «Педагогика» 1971
16. Житникова Л.М. Формирование у детей дошкольного возраста классификации как способа мнемического действия // Вопросы психологии 1967,№ 2
17. Защиринская О. В. Психология детей с ЗПР (Хрестоматия) СПб, Речь – 200.- 432 с.
18. Зинченко П.И. О формировании проивольного и непроизвольного запоминания // Советская педагогика 1964,№ 3, с. 12-20
19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание 1961.-562с.
После проведения диагностических методик был сделан количественный и качественный анализ результатов.
Количественный анализ результатов показал:
Высокий уровень – 25% (15 учащихся).
Средний уровень – 42% (25 учащихся).
Низкий уровень – 33% (19 учащихся).
Качественный анализ результатов показал:
Высокий уровень– ученик называет все предметы (слова), использует некоторые мнемические приёмы (припоминание, повторение).Средний уровень– допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, затрачивает наибольшее количество времени не использует мнемические приёмы. Низкий уровень– ученик называет наименьшее количество слов, много неточностей.