Традиционный башкирский костюм как ценностно-культурная парадигма

В данной работе описываются философско-культурологическая интерпретация традиционного башкирского костюма как ценностно-культурной парадигмы, а также содержательные аспекты башкирского традиционного костюма, его элементы и художественные воплощения. Затрагивается тема социокодов традиционного костюма, особенности их существования в жизни человека. Рассмотрены функции знаков и символов в костюме, по которым определяли собеседника в рамках бинарной оппозиции; способствовали систематизации отношений в социуме. Эмпирическую базу исследования составили этнографические материалы и реконструированные коллекции одежды, аксессуаров и обуви.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
20.09.2022
Объем файла
50 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

В современных реалиях предприятия по производству одежды благодаря активизации инновационной деятельности, использованию результатов научных разработок способны создавать несколько тысяч единиц продукции и удовлетворять обширный сегмент рынка в короткие сроки. Такая продукция, представленная в масс-маркетах многочисленным копиями, ограничивает представления современного человека о традиционном костюме – считывается только внешний вид одежды, названия ряда украшений и элементов декора. На этом интерес современника, как потребителя, утихает.

Костюм – явление духовной и материальной культуры народов в разных временных рамках. Если поставить вопрос «почему?»  так одевались люди, можно рассмотреть костюм как социальный акт – социокод, который в свою очередь дает информационно-функциональную структуру общества. Через, костюм, украшения и декоративные решения передается народная мудрость из поколения в поколение.

Содержание не найдено

Список литературы:
Булгаков Р.М. Материальная культура башкир. – Москва, 1994 г.
Галин С.А. Башкирский народный эпос. – Уфа, 2004 г.
Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России, 2002 г.
Шитова С.Н. Башкирская народная одежда – Уфа, 1995 г.
Ахмерова Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. – Уфа, 1996 г.
Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований УНЦ РАН. – Уфа, 2007 г.

С южных берегов реки Сакмары девушка сказала юноше: «Полы твоей одежды закруглены, на жителя степей ты похож». С желанием племен подчеркнуть индивидуальность связана неоднородность традиционного башкирского костюма, поэтому в большей мере выделяются общие принципы организации этого костюма.
Национальные костюмы народа достаточно красочны, как у мужчин, так и у женщин. Но в башкирских семьях особенно бережно относились к женщине, как к хранительнице очага и воплощению семейного счастья. Взаимосвязь мужского и женского жизнеутверждающих начал в одежде являлись проявлением гармонии жизни. Мужское начало в одежде башкир находило отражение в основе, в каркасе, обеспечивающем функциональность – в конструкции изделий. 

Похожие работы