Поиски смысла бытия в религиозно-философской драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон»
Вершинным литературы испанского барокко по праву считается творчество драматурга Педро Кальдерона. Драматургия Кальдерона строилась на противопоставлении обыденного и исключительного, света и тени, земного и небесного. В поисках смысла земного бытия драматург находился постоянно. Настроения и мысли Кальдерона в полной мере отразились в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон», опубликованной в 1636 г. Смысл и стиль драмы уже определяются названием, которое состоит из метафоры «жизнь есть сон».
Литература
1.Балашов Н.И. На пути к Кальдерону // Драмы. В 2 т. Т.1. – М.: Наука, 1989.
2.Кальдерон П. Жизнь есть сон // Драмы. В 2 т. Т.2. – М.: Наука, 1989.
3.Степанов Ю. С. Весь мир – театр // Константы: Словарь русской культуры. – М.: Академический проект, 2004. — С. 948-960.
Путаница между сном и жизнью закончилась – Сехисмундо сделал выбор в пользу жизни, которая утверждает торжество духа. Он стал служителем идеала. Однако Сехисмундо не до конца понимает, живет ли он или находится во сне.
Он приходит к выводу, что нужно творить добро, независимо от того, является ли жизнь «правдой или сном». И если, живя в башне, он вообще не знал, кто он такой, то, оказавшись во дворце, он сразу узнает от своего наставника Клотальдо, что он является наследным принцем и принимает эту роль как данность. Живущий в башне Сехисмундо – «живой труп», «человек и полузверь» [2, с.62]. Пройдя через иллюзию сна и разочарования, он обнаруживает, что вокруг него лишь «живые трупы».