Особенности колоративной лексики в романе А. Белого «Москва»
В статье исследуются прилагательные и частично другие части речи со значением «цвет» в романе А. Белого «Москва», язык которого практически не изучен. Предметом статьи явились главным образом прилагательные со значением цвета, отражающие образ жителей Москвы, ее улиц, домов и пр. Цель статьи - анализ цветовой лексики с точки зрения значения, структуры и функций в романе. Особое внимание было обращено на способы образования колоративных прилагательных. Выявлено, что с точки зрения структуры частотны сложные прилагательные, образованные способом универбации атрибутивных словосочетаний, а также прилагательные, состоящие из двух и более цветовых прилагательных (или основ). С точки зрения значения колоративные прилагательные выполняют разные функции: 1) традиционную функцию - номинативную: обозначают цвет при реалистичном описании предметов, пейзажей и пр.; 2) символическую: цветовая лексика отражает традиционную символику цвета; 3) семантическую: сложные по структуре колоративные прилагательные используются при передаче сложного цвета или цветовой гаммы, а также частотны и в создании художественного образа, основанного на олицетворении предмета или явления, метафорическом переносе значения и на приёме нарушения узуальной лексической сочетаемости.
Содержание не найдено
Библиографический список
1.Белый А. Москва / сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. Москва : Советская Россия, 1989. 768 с.
2.Буянова Г. Б. Цветовая палитра в романе М. Ю.
Лермонтова «Вадим» // Социально-экономические явления и процессы. 2016.№ 13. URL:
https ://cyberleninka. ru/article/n/tsvetovaya-palitra-v- romane-m-yu-lermontova-vadim (датаобращения:
11.01.2020)
3.Масевич А. Ц., Захаров В. П. Частотное поведение прилагательных цвета в русских поэтических текстах // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Том 17. Выпуск 1. С. 21-48. URL: https://pureportal.spbu.ru/ru/publications/0/o (дата обращения: 11.01.2020).
4.Перелыгин Т. В. Цветопись как элемент идио
стиля автора. На материале поэзии С. Есенина и Н. Рубцова // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. № 1(57). Сер. Гуманитарные науки. Филология. С. 161-166. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7tsvetopis-kak-element- idiostilya-avtora-na-materiale-poezii-s-esenina-i-n- rubtsova/viewer (дата обращения: 11.01.2020).
5.Печетова Н. Ю., Филиппова А. И. Использова
ние прилагательных цветообозначения как художественный прием в произведениях Дины Рубиной // Современная наука Восточной Сибири. 2017. № 1. С. 28-34.URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/54030555 (дата обращения: 11.01.2020).
6.Русский словарь языкового расширения / сост. А. И. Солженицын. 3-е изд. Москва : Русский путь, 2000. 280 с.
7.Сморчкова К. В. Способы передачи цвета и све
та в романе М. Ю. Лермонотова «Вадим» // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. 2016. № 2 (38). Сер. Гуманитарные науки. Филология. С. 137-148.URL:
https://docviewer.yandex. ru/view/54030555/?page= 1 (дата обращения: 11.01.2020).
8.Тимина С. И. Последний роман Андрея Белого: вступительная статья // Белый А. Москва. Москва : Советская Россия, 1989. С. 3-16.
9.Хриптулова Т Н. Поэтика цвета в стихотворе
ниях Н. И. Тряпкина // Вестник Костромс
В романе гораздо меньше белого цвета, снимающего напряжение, придающего лёгкость в восприятии предметов. В приведенном контексте простое прилагательное с суффиксом -оват- передает неполноту цвета, его слабое проявление: лиловатый (вечер).
Аналогичное употребление сложных прилагательных названных выше типов наблюдается часто в следующих случаях.
1.При описании интерьера, обстановки, в которой происходит действие, а также улиц, домов и пр. Например: Вечером, - шариком в клеточке хохлится канареечка; полнятся густо безлюдием комнаты; а из угла поднимаются лиловокрылые тени... [Белый, 1989, с. 52]. Подхватят тогда краснокудрый дымок из трубы раздуваи ветров, и воззрится из вечера стеклами тот красноокий домишечка <... >ноченька там за окошками повеселится, как лютиками, - желтоглазыми огонечками [Белый, 1989, с. 48]; Бронзировка, хрусталики люстры, лиловоатласные кресла с зеленой надбивкой, диван <...> [Белый, 1989, с. 35].