Формирование рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе развития диалоговой речи
Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, которые необходимы для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности дошкольников, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, возникла необходимость поиска новых методов для развития осознанной деятельности у детей дошкольного возраста.
В. В. Давыдов определяет рефлексию как умение субъекта «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» [2].
Дошкольный возраст – это период становления всех его характеристик, в том числе и рефлексивных умений. После четырех лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В связи с этим он способен определять границы дозволенности. Это означает направленность внимания ребенка на себя, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно назвать личностно-рефлексивным.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Содержание заложенной в ней социальной активности связано с познанием человека как части окружающего мира, человеческих отношений, способов взаимодействия.
Содержание не найдено
Список литературы:
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. – 2009. – №2. – С.90. — Текст: электронный — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/5260 (дата обращения: 17.11.2021)
2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. – Томск: Речь, 2017. – 457с. – Текст: электронный — URL: https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU___РГДБ___EK___7729/ (дата обращения: 29.02.2022)
3.Пеньевская, Л. А. Развитие диалогической речи дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / Москва: Центр педагогического образования, 2019. – 153 с. – Текст: электронный — URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (дата обращения: 29.01.2022)
4. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – С. 154-182. – Текст: электронный — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22567049 (дата обращения: 08.12.2021)
5.Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 2016. – С. 59-63. – Текст: электронный — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006556719 (дата обращения: 28.12.2021)
В эксперименте принимали участие 15 дошкольников. Экспериментальная работа включала в себя 2 этапа: констатирующий и формирующий эксперименты.
Цель констатирующего этапа – определить уровень сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего этапа решались следующие задачи:
1) определить уровни сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста;
2) подобрать методики для определения сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровней сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего этапа были изучены следующие рефлексивные умения детей старшего дошкольного возраста:
– умение оценить себя;
– умение давать элементарную эмоциональную оценку тем или иным действиям;
– умение оценить поведение других людей.