Формирование рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе развития диалоговой речи

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты формирования рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе развития диалоговой речи, представлен анализ уровней сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста, среди которых: умение оценивать себя, умение давать элементарную нравственную оценку тем или иным действиям, умение оценивать поведение других людей.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
20.09.2022
Объем файла
42 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, которые необходимы для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности дошкольников, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, возникла необходимость поиска новых методов для  развития осознанной деятельности у детей дошкольного возраста.

В. В. Давыдов определяет рефлексию как умение субъекта «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» [2].

Дошкольный возраст – это период становления всех его характеристик, в том числе и рефлексивных умений. После четырех лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком.  В связи с этим он способен определять границы дозволенности. Это означает направленность внимания ребенка на себя, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно назвать личностно-рефлексивным.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Содержание заложенной в ней социальной активности связано с познанием человека как части окружающего мира, человеческих отношений, способов взаимодействия.

Содержание не найдено

Список литературы:
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. – 2009. – №2. – С.90. — Текст: электронный — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/5260 (дата обращения: 17.11.2021)
2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. – Томск: Речь, 2017. – 457с. – Текст: электронный — URL: https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU___РГДБ___EK___7729/ (дата обращения: 29.02.2022)
3.Пеньевская, Л. А. Развитие диалогической речи дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / Москва: Центр педагогического образования, 2019. – 153 с. – Текст: электронный — URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (дата обращения: 29.01.2022)
4. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – С. 154-182. – Текст: электронный — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22567049 (дата обращения: 08.12.2021)
5.Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 2016. – С. 59-63. – Текст: электронный — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006556719 (дата обращения: 28.12.2021)

В эксперименте принимали участие 15 дошкольников. Экспериментальная работа включала в себя 2 этапа: констатирующий и формирующий эксперименты.
Цель констатирующего этапа – определить уровень сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего этапа решались следующие задачи:
1) определить уровни сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста;
2) подобрать методики для определения сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровней сформированности рефлексивных умений детей старшего дошкольного возраста.
В рамках констатирующего этапа были изучены следующие рефлексивные умения детей старшего дошкольного возраста:
– умение оценить себя;
– умение давать элементарную эмоциональную оценку тем или иным действиям;
– умение оценить поведение других людей.
 

Похожие работы