Советское детство: историографический обзор

В докладе рассматривается история советского детства, как самостоятельное исследовательское поле, охватывающее не только изучение ребенка в истории, но и изучение самой истории, увиденной, осмысленной и запечатленной детьми с позиции их собственного детского опыта.
Author image
Radik
Тип
Доклад
Дата загрузки
20.09.2022
Объем файла
100 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Под народной педагогикой автор рассматривает совокупность навыков и приемов, применяемых в целях формирования личности в определенном направлении, то есть определенная сумма знаний и умений. С учетом этого он изучает такое явление как ?народная философия?, которая непосредственно влияет на всю жизнь людей, в том числе и на представления о правильном воспитании. Г.С. Виноградов отмечает: ?Самым богатым источником, который может раскрыть идеи, средства и способы народной педагогики является особый вид словесных произведений, вызванных к жизни едва ли не исключительно педагогическими наблюдениям: это особый отдел фольклора, устная литература для детей, поэзия пестования, в своей совокупности составляют хрестоматию для детей всех возрастов? [6, с. 75.].
Первые работы публикуются еще в годы войны.

Не найдено

Список литературы:
1 Краткий психологический словарь. / Под общей ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко.  Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.  512 с. 
2 Сенченков Н.П. Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой трети ХХ века. – М., 2006. – 399 с.
3 Рыбников Н.А. Детские дневники как материал по детской психологии. М. 1946. – 195 с.
4 Выготский Л.С. Основы педологии.  М.: Изд-во 2-го Моск. мед. института, 1934. – 211 с.
5 Блонский П.П. Педология: учеб. для высш. пед. учеб. завед.  изд.2-е.  М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. – 336 с.
6 Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. - М., 2009. – 896 с. 
7 Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928. – 222 с.
8 Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории.  1999.  №1.  С. 127-136.
9 Славко А.А. Детская беспризорность и безнадзорность в России конца 1920-х – начала 1950-х годов: социальный портрет, причины, формы борьбы: автореф. дис. … доктор ист.наук. – Самара, 2011. – 78 с.
10 Меркурьева В.С. Социальная защита детей-сирот в Сталинградской области в сер. 1940-х – сер. 1950-х гг. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.  2008.  №5.  С. 137-140.
11 Евсеева Е.Н. СССР в 1945 – 1953 гг.: экономика, власть и общество // Новый исторический вестник.  2002. №6. – С. 13-28.
12 Коновалова И.А. Тенденции развития корыстной преступности несовершеннолетних и меры борьбы с ней: ретроспективный обзор // Адвокат.  2008.  №4. – С. 84-99.
13 Шамрина Е.А. Эволюция государственной системы социальной поддержки семьи во второй половине 40-х – 90-е гг. ХХ в. (на материалах Воронежской области): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Воронеж, 2012. – 24 с.
14 Кокорев, В. Ю. Культура молодежи: самоидентификация в системе научной культуры: автореф. дис. канд. соц. наук. – СПб, 1997. – 20 с.
15 Келли К.  «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время // Антропологический форум. – 2002. - №1. – С. 104-208.
16 Ростова, О. С. Правовая охрана материнства и детства в советском 
государстве: автореферат диссертации … канд. юр. наук. – Саратов, 2007. – 29 с.
17 Келли К. «Маленькие граждане большой страны»: интернационализм, дети и советская пропаганда // Новое литературное обозрение, № 60. - 2003. - С. 218.
18 Социальная история. Ежегодник. 2001/2002. / Отв.ред. К.М.Андерсон, Л.И.Бородкин, А.К.Соколов. М.: РОССПЭН, 2004. – 624 с.
19 Фюрст Ю. Последнее сталинское поколение: молодежь, государство, комсомол, 1945-1953. – Лондон, 2005. – С. 
20 Данстан Дж. Советская школа во Второй Мировой войне. – Н.-Ю., 1997. – 276 с.
21 Холмс Л. Школа в послесталинский период, 1931-1953 гг. – Лондон, 2005. – с. 56-101.
22 Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 1930-е гг. – М.: РОССПЭН, - 2008. – 336 с.
23 Дэвис С. Популярные мнения в сталинской России: террор, пропаганда и несогласные. – Кэмбридж, 1997.
24 Хоффман Д.Л. Материнство: сталинская политика в общеевропейском контексте // Социальная история. – 2000. – с. 35-54.
25 Ромашова М.В. Советское детство в 1945 – середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики: на материалах Молотовской области. Дис. … канд. ист. наук. – Пермь, 2006. – 211 с.
26 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. – 300 с.
27 Историографический обзор: Дети в историко-сравнительной перспективе. Международный справочник. – Лондон, 1991. – 471 с.
28 Давыдов В. Большая российская энциклопедия. – М., 1993. - 608 с.
29 Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. - 269 с.
30 Фатеев А.В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. М.: МАКС Пресс, 2007. — 352 с.
31 Зубкова Е.А. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. – М., 1999. – 229 с.
32 Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 годы: происхождения и последствия. – М., 1996. – 305 с.
33 Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. – СПб, 2005. – 469 с.
34 Зезина М.Р. Без семьи: сироты послевоенной поры // Родина. – 2001. – №9. – С. 82-87.
35 Пыжиков А.В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. – 2004. – №5. – С. 78-84.
36 Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. – М., 2001. – 186 с. 
37 Борисов С.Б. Русское детство XIX–XX вв.: культурно-антропологический словарь: в 2-х т. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. Т. 1. А–М. 832 с.
38 Борисов С.Б. Русское детство XIX–XX вв.: культурно-антропологический словарь: в 2-х т. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. Т. 2. Н–Я. 832 с.
39 Безрогов В. Г. Воспоминания как источник по истории детства // Педагогическая антропология и история детства. – М., 2001. – 80 с.
40 Юсупова JI.H. Военное детство в памяти поколения, пережившего оккупацию в Карелии // Военно-историческая антропология: Ежегодник, 2003 /2004. – М., 2005. – С. 345 - 351.
41 Бастемиев С.К. Исправительные учреждения Казахстана (историко-правовой аспект). – Павлодар: Кереку, 2009. – 258с.
42 Панасенко В.З. Из истории становления и развития исправительно-трудовых учреждений МВД Казахской ССР (1920-1985 гг.). – Алма-Ата: Музей боевой и трудовой славы ОВД Казахской ССР, 1987. – 107 с.
43 Посмаков П. Тюремный синдром. – Алматы: ТОО Баспа, 2001. – 32 с.
44 Свич С. Дети войны // Индустриальная Караганда. – 2014. – № 16. – С. 5.
45 Колыш В. Место рождения – Карлаг // Индустриальная Караганда, 2 окт. – 1992. – с.7.
46 Шаймуханов Д.А., Шаймуханова С.Д. Карлаг. — Караганда, 1997. — 175 с.
47 Шаймуханова С.Д., Макалаков Т.Ж. Bклад спецпереселенцев и депортированных народов в развитие экономики Центрального Kазахстана // Современные проблемы науки и образования. – Караганда, 2012. – № 3.
48 Жумашев Р.М., Михеева Л.В. Спецпереселенцы в Карагандинской области. – Караганда, 2007. – С. 313-323.
49 Козина В.В., Елеуханова С.В. Повседневная жизнь населения Центрального Казахстана в первые послевоенные годы // Вестник КарГУ. – Караганда, 2011. – №2. – С. 4-10.
50 Шарипов А. Народное образование в Казахстане за 40 лет. – Алма-Ата, 1960. – 48 с. 
51 Сулейменова Г.Б. Уровень развития системы образования в Западном Казахстане. Успехи и проблемы (1945-1980 гг.). – Уральск, 2000. – 17 с.

 

Последнее сталинское поколение: молодежь, государство, комсомол, 1945–1953, опубликованное в Лондоне в 2005 году [19]. В работах Д. Данстана и Л. Холмса рассмотрены вопросы советской государственной политики в сфере образования в 1940-е гг. [20-21]. В монографиях Ш. Фитцпатрик, С. Дэвис, Д. Хоффмана анализируется социальная политика в контексте дискуссий о сути трансформаций советского общества в годы сталинизма [22-24]. Социальные и экономические аспекты послевоенной советской истории представлены в исследованиях В. Данэм, А. Вайнера, К. Ботерблюма, Д. Фильтцера и других авторов [25, с. 11].
Историографический прорыв в изучении детства произошел лишь в 1960-х - 1980-е гг. в связи с выделением ее в самостоятельную область исторического знания.