Межбюджетные трансферы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач экономической политики российского государства является построение системы межбюджетных отношений, обеспечивающая выполнение прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Российской Федерации на всей территории страны.
Укрепление рыночной экономики Российской Федерации подразумевает существование качественной финансово-бюджетной и налоговой политики, в связи с чем важнейшее значение приобретает реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее основных сегментов - межбюджетных отношений. Именно от того, как будет действовать механизм межбюджетных отношений, зависит реальное состояние бюджетной системы страны.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ………………… 5
1.1. Межбюджетные отношения: понятие и сущность………... 5
1.2. Принципы формирования межбюджетных отношений…... 7
ГЛАВА 2. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ………………………………………………………………. 9
2.1. Межбюджетные трансферты и стимулирование роста российской экономики……………………………………….. 9
2.2. Современный этап развития межбюджетных отношений…………………………………………………………...
2.3. Совершенствование межбюджетных отношений…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………… 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 02.08.2019 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений»; – Федеральный закон от 01.07.2021 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 28.06.2021 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о 4 приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 11.06.2021 N 195-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус»;
4. Федеральный закон от 01.10.2020 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году»;
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации[Текст] . – М.: Финансы и статистика, 2012. – 240 с. 2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2010. – 486с. 3. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2011.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018);
8. Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год
и плановый период;
9. Основные направления бюджетной политики на текущий год
и плановый период;
10. Основные направления налоговой политики на текущий год
и плановый период;
11. Прогноз социально-экономического развития на текущий год
и плановый период;
12. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г.
№ 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
15. Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»;
16. Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении
и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»;
17. Аналитические справки министерства финансов Российской Федерации.
18. http://www.kremlin.ru/bcgjkytybt/
19. https://roskazna.gov.ru/
20. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (В редакции федеральных законов от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ, от 26.07.2019 № 199-ФЗ, от 01.07.2021 № 244-ФЗ).
21. Годовые отчеты Казначейства Российской Федерации.
22. Алиев, У. И. (канд. экон. наук). Основные тенденции развития межбюджетных отношений на современном этапе / У. И. Алиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N 13. - С. 54-57. - (Экономика и управление). - Библиогр. в сносках
23. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист. - 2001. - С. 57-66.
24. Барашева, Т. И. Реализация новых механизмов межбюджетных отношений в Мурманской области / Т. И. Барашева // Финансы. - 2007. - N 2. - С. 26-28. - (Муниципальные финансы).
25. Березин, М. Ю. (советник; Конституционный Суд Рос. Федерации). Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов / М. Ю. Березин // Законодательство и экономика. - 2005. - N 12. - С. 13-21. - (Конституционная экономика).
26. Береславская В. А. (канд. экономич. наук, профессор).Формирование финансовой политики и межбюджетных отношений в Республике Марий Эл / В. А. Береславская, Е. Е. Гамова, Э. М. Гамова // Финансы и кредит. - 2004. - N 30. - С. 12-14 (Финансы)
27. Богов, Х. М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста / Х. М. Богов // Финансы и кредит. - 2007. - N 28. - С. 2-10. - (Бюджетная политика). - Библиогр. в сносках.
28. Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. - 2000. - №5. - С.12-15.
29. Бухарский В. В., Лавров А. М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 9–21.
30. Васюнина М.Л. Межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации: современные проблемы и приоритеты // Дайджест-финансы. - 2019. - №2 (250). - С. 38-43.
31. Дробышевский С., Луговой О., Астафьева Е. и др. Факторы экономического роста в регионах РФ. М.: ИЭПП, 2005. 278 с.
32. А. Дынкин, Р. Готчалк. Примут ли в мире экономику умтойчивого развития? Журнал Вольная экономика октябрь-декабрь 2019 – С 12–17.
33. Климанов В. В., Коротких А. М. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 5. С. 7–16.
34. Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. C. 31–34.
35. Морозова О.С. Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации и Германии // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2016. - №6 (22). - С. 192-207.
36. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России. М.: Дело, 2011. 296 с.
37. Чернышова Н. А. Тенденции и региональные приоритеты в предоставлении межбюджетных трансфертов в последнее десятилетие // Общественные финансы. 2016. № 2 (33). С. 48–72.
рименения механизмов мотивации субъектов государства к повышению эффективности управления региональными финансами и наращиванию собственной доходной базы, внедрения инструментов мониторинга и оценки результативности деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, реформирование данной сферы носит непрерывный динамичный характер, сопровождающийся корректировкой условий, методик и порядка распределения и предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.
Сегодня бюджеты регионов испытывают устойчивую зависимость от денег, поступающих в порядке межбюджетного перераспределения. Органы государственной власти субъектов государства в основном лишены возможности обеспечивать самостоятельное и качественное исполнение своих обязательств без привлечения межбюджетных трансфертов.
Перечисление межбюджетных трансфертов в 2020 году между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации представлено на рисунке 2.1. и в таблице 2.1.