Постмодернистские тенденции в создании образа Пушкина в творчестве Д. Хармса

В статье образ Пушкина в произведениях Хармса проанализирован с точки зрения того, как в нём проявляются тенденции, предвосхитившие постмодернизм. Творческая парадигма произведений Хармса о Пушкине рассматривается сквозь призму поэтики постмодернизма и развития мифа о Пушкине в культуре XX века.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
20.09.2022
Объем файла
42 Кб
Количество страниц
7
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

В творчестве Даниила Хармса (1905 – 1942) есть ряд произведений, в которых упоминается имя А.С. Пушкина: заметка «О Пушкине» [5, с. 113], комическая сценка «Пушкин и Гоголь» [5, с. 333], «Анекдоты из жизни Пушкина» [6, с. 357], детский биографический очерк «Пушкин» [6, с. 305 - 308]. Ни в одном из них образ поэта или его творчество не осмысляется всерьез, а возникают фрагментарно, в трёх произведениях из четырёх – в абсурдном контексте. Это даёт основание предположить, что в данных произведениях присутствуют постмодернистские тенденции; чтобы проверить гипотезу, необходимо применить к ним теоретические понятия, характеризующие постмодернистскую литературу.

Традиционно Даниила Хармса, одного из известнейших деятелей русского литературного авангарда, не принято относить к деятелям постмодернизма, однако в его творчестве можно обнаружить постмодернистские черты. Как писал Ж. Делез, «постмодернизм интересует не данность и не заданность, которые определяют мировоззренческую парадигму, лежащую в основе той или иной картины мира, а “остаток от обозначаемого”, непознаваемое, неопределяемое. Это способствует снятию противоречий, свойственных языку “обозначающего субъекта”. 

Содержание не найдено

Список литературы
Белинский В.Г. “Похождения Чичикова, или Мертвые души”// "Отечественные записки", 1842, т. XXIII, N 7, отд. VI "Библиографическая хроника", с. 1 -- 12. // [Электронный ресурс] // http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1842_pohogdeniya_chichikova.shtml (Дата обращения: 15. 01. 2022)
Бодрийяр Жан. Симулякры и симулция // Электронная библиотека «Литмир» URL: https://www.litmir.me/br/?b=183034&p=1 (дата обращения 5.02.2022)
Делез Ж. Критика и клиника. Пер. с французского О.Е. Волчек и С.Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2002, 240 с.
Долинин А.С. (Искоз). Пушкин и Гоголь: к вопросу об их личных взаимоотношениях // Пушкинский сборник памяти проф. С.А. Венгерова. Пушкинист IV. М.-Пг., ГИЗ, 1922.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. — Л.: Наука, 1978.
Хармс Д. Полное собрание сочинений. Т. 2. / Сост. Сажин В.Н. — Спб, 1997
Хармс Д. Полное собрание сочинений. Т. 3. / Сост. Сажин В.Н. — Спб, 1997.
Шеметова Т.Г. Пушкин в русской литературе XX века: от Ахматовой до Бродского. М.: Ridero, 2017, 328 стр.

Произведения Хармса, в которых упомянуто имя Пушкина, относятся к разным жанрам. На первый взгляд, персонажи, условным прототипом которых стал авторский «Пушкин», имеют между собой мало общего, однако при более детальном рассмотрении становятся очевидны характерные художественные черты, которые Хармс использует при создании образа героя. Прежде всего, это игра со стереотипными характеристиками и их переосмысление в сниженном контексте: «великий поэт» соотносится с «пузырями» [5, с. 113], «наше всё» с «никако-писакой» [6, с. 357]. В данном случае Хармс отвергает стереотип, деконструируя стандартное массовое представление, заменяя его на авторскую характеристику.
Другой характерный элемент создания образа Пушкина у Хармса – взаимодействие Пушкина с другими «гениями», которые, кроме Гоголя, неизменно проигрывают ему по значимости. 

Похожие работы