История народничества в современной российской историографии

В курсовой работе охарактеризованы предшествующие историографические этапы в изучении народничества; определены характерные тенденции в современной историографии народничества.
Author image
Anya
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.09.2022
Объем файла
107 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Отмена крепостного права и социокультурные преобразования Александра II привели к демократизации и общественной дискуссии на значимые и актуальные проблемы современности. Одной из магистральных проблем была попытка «сближения» народа и интеллигенции, требовавшая выстраивание между ними новой коммуникации. Начиная с 1860-х годов «народничество» пытается переосмыслить ключевые проблемы российского общества: «коренные проблемы народа», «роль интеллигенции в обществе», «проблема государственной власти в условиях подготовки и проведения реформ»; давая ответы на эти вопросы, народники вовлекались и вовлекали других акторов в общественно-политическую дискуссию, предлагали свои решения существующих проблем.
Тем не менее идеи народников остались непонятыми обществом и были отвергнуты. На современном этапе России мы можем наблюдать некую реинкарнацию идей народничества в политической сфере, что в свою очередь свидетельствовать о возвращении парадигмы народничества в реальную политику.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ НАРОДНИЧЕСТВА. 10

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ НАРОДНИЧЕСТВА В ИСТОРИОГРАФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1990-Х ГГ.: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАСЛЕДИЯ. 20

ГЛАВА 3.  ИСТОРИЯ НАРОДНИЧЕСТВА В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1990 – 2000-Х ГГ. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. № 1. С.165-180 Режим доступа: https://libmonster.ru/m/articles/view /НАРОДНИЧЕСТВО-В-РОССИИ-УТОПИЯ-ИЛИ-ОТВЕРГНУТЫЕ-ВОЗМОЖНОСТИ (Дата обращения 21.05.2022)
Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.) М., 2000 - 399с. Режим доступа: http://www.vixri.ru/d/Budnickij%20O.A%20_Terrorizm%20v%20rossijskom%20osvoboditelnom%20dvizhenii,%202000,%20201s.pdf (Дата обращения 01.05.2022)
Вандалковская М.Г., Колесниченко Д.А. Дискуссия о внутренней периодизации разночинского этапа русского революционного движения // История СССР. 1966. № 4 С. 111-130 Режим доступа: https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=2048747 (28.04.2022)
Виленская Э.С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX века) М.: Наука, 1965. - 487 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/vilenskaya-e-s-revolyucionnoe-podpole-v-rossii-60-e-gody-xix-v-_94898643ed3.html (Дата обращения 01.05.2022)
Должиков В.А., Зеленин Ю.А. Классическое народничество: социальные истоки и политико-идеологический смысл // Известия АлтГУ. 2017. №2 (94). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskoe-narodnichestvo-sotsialnye-istoki-i-politiko-ideologicheskiy-smysl (дата обращения: 03.05.2022).
Дмитриева О.Н. Народоволец Степан Григорьевич Ширяев М., 2014 - 224 с. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1cdygYLJFYzFbX1Q0hXPqB4K0e8-IL0ZP/view (Дата обращения 26.05.2022)
Зеленин Ю.А., Ильин В.Н. Роль классического народничества в отечественной и всемирной истории в оценке советской историографии // Известия АлтГУ. 2018. №2 (100). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-klassicheskogo-narodnichestva-v-otechestvennoy-i-vsemirnoy-istorii-v-otsenke-sovetskoy-istoriografii (дата обращения: 27.05.2022)
 

В своей работе Виленская обосновала тезис Ленина об ошибке революционеров 60-х годов. Эта ошибка состояла не столько в том, что они утратили веру в революционную инициативу крестьянства — крестьянство, действительно, не могло сознательно проявить этой инициативы, — сколько в представления, будто крестьянство — это единственная общественная сила в России. Но это представление они в готовом виде восприняли от своих предшественников, от родоначальников народничества — Герцена и Чернышевского. И такое представление было, по существу, не ошибочным для своего времени, но исторически ограниченным .