Использование видеоматериалов для овладения навыками коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку
В начале 2020 г. Российские вузы столкнулись с серьезными проблемами. В связи с самоизоляцией по причине пандемии, произошел вынужденный переход на удаленное обучение. Работа по внедрению цифровых технологий в систему высшего образования началась давно, но многие вузы оказались не готовы к новым условиям работы, так как изменения коснулись не только методов обучения, но и организации учебного процесса в целом. Проблема переход на новый формат оказалась более сложной, чем можно было предположить. Если проведение лекционных занятий не меняет свою форму кардинально, то проведение практических занятий в онлайн режиме значительно отличается от занятий в аудитории. [1]
Преподаватели вынуждены были пересмотреть методику обучения, модели деятельности и технологию обучения. Считается, что недостаточно просто перевести все традиционные учебные материалы в цифровой формат. Необходимо пересматривать методы и подходы к обучению, искать новые дидактические возможности, которые позволят студентам овладевать необходимыми компетенциями в условиях удаленного обучения. При организации учебного процесса удаленно, преподавателю необходимо разработать учебную программу, которая будет иметь своей целью развитие способности к самообучению, мотивации к овладению навыками аудирования и говорения, и будет побуждать студентов самостоятельно организовывать учебный процесс. В новых реалиях обучающийся должен понимать, что ответственность за результаты обучения возлагается на него. Многие вузы проводили опрос студентов о том, насколько они удовлетворены качеством преподавания в условиях нового формата обучения. Большинство студентов в целом удовлетворены форматом дистанционного обучения и считают его более приемлемым для себя, но в настоящее время сложно оценить результаты овладения коммуникативной компетенцией при обучении иностранному языку в условиях дистанционного обучения.
Содержание не найдено
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Гафуров И.Р. Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки..//Высшее образование в России. – 2020. - №10.
Министерство Образования и Науки РФ. Научно-методический совет по иностранным языкам Минобрнауки РФ. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа. Москва 2009.
Вовси-Тиллье Л.А. Современные цели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Pedagogical Journal. 2018, Vol 8, Is. 3A
Hymes D.H., «On Communicative Competence» In J.B. Pride and J Holms (eds), Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp 269-293.(Part 1)
Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт. Humanities vector 2015. N1 (41)
Гуняшова Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроках иностранного языка Cyberleninka
Магомедова М.О. Полозова О.С. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку. Cyberleninka. Педагогика.
Махмутова Г.Н. Использование видеоматериалов в преподавании иностранных языков. Проблемы образования. Cyberleninka.
Зиязова И.Р. Кинофильмы с субтитрами как дидактический материал при изучении иностранного языка. Языковое образование. Cyberleninka.
Исследования показывают, что видеоматериалы являются более эффективным способом развития навыков аудирования, чем просто аудиотексты. Они значительно повышают уровень овладения коммуникативными компетенциями и мотивируют учащихся к саморазвитию.
Под видеоматериалом понимается любая телепродукция (новости, интервью, ток-шоу, рекламные блоки), художественные и документальные фильмы, мультфильмы. Использование видеоматериалов значительно повышает мотивацию к обучению. Просмотр видеофильмов расширяет кругозор и позволяет получить страноведческие знания, приобщиться к культуре народа изучаемого языка. Немаловажно также, что аутентичные материалы позволяют познакомиться с языковыми реалиями носителей языка, по возможности, погрузиться в языковую среду.