Системно-деятельностный подход при изучении планиметрии
Введение
Современный этап развития образования предполагает создание качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, модернизацию образования, усиление развивающей стороны обучения, формирование у школьников умения учится. Именно поэтому в последние десятилетия одним из результатов модернизации является внедрение в практику школы системно-деятельностного подхода в обучении, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Под системно-деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. При данном подходе на первое место выходит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности в предметном мире.
В данной работе рассматриваются проблемы обучения школьников и усвоения ими знаний и опыта их применения в рамках системно-деятельностного подхода, в частности, на уроках математики. Основная деятельность учащихся при обучении математике состоит в решении задач. Умение решать задачи выступает как цель и средство обучения.
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении. 7
§1. Системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса. 7
§2. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода 10
§3. Системно-деятельностный подход в обучении математике 13
Глава II. Инструменты реализации системно-деятельностного подхода. 18
§1. Приемы учебной деятельности и их классификация в школьном курсе математики 18
§2. Методические требования к обучению приёмам учебной деятельности 24
§3. Этапы формирования приёмов учебной деятельности 24
§4. Методы решения геометрических задач 24
§5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании 24
Глава III. Электронный курс по планиметрии. 18
§1. Всё про курс и про тему. 18
Заключение. 48
Приложение 1. Разработка урока 54
Приложение 2. Разработка урока 64
Список литературы не найден
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается практически каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными знаниями и умениями, навыками планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений самое конструктивное, разбираться и ориентироваться в многообразии информации, адаптироваться в любой ситуации.
Таким образом, задача системы образования на сегодняшний день состоит не в передаче объема теоретических знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться, посредством практики, взаимодействия, критического мышления. Этой задаче отвечает системно-деятельностный метод обучения.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование и развитие личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».