Формирование связной речи у младших школьников с использованием сказок
Связная речь – высшая форма речи и мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Связная речь представляет собой межпредметное понятие, заключающееся в умении выражать свои мысли, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями обучения [4, стр. 120].
Являясь высшей формой речевой деятельности человека, связная речь представляет собой последовательное, систематически развернутое изложение, где все элементы должны быть логически связаны между собой.
Список использованных источников
Жулина, Е.В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 147. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26532938 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Текст : непосредственный // Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – С. 9-191.
Калинина, О.В., Коротовских, Т.В., Пяшкур, Ю.С. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур. – Шадринск : ШГПУ, 2015. – 346 c. – Текст: непосредственный.
Коротовских, Т.В., Пяшкур, Ю.С. Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур. – Текст: непосредственный. // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 120-127.
Лашко, Е.А. Использование сказкотерапии как средства формирования связной речи младших школьников с ОНР / Е.А. Лашко. – Текст : электронный // Педагогическая наука и практика. – 2020. – № 1 (27). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skazkoterapii-kak-sredstva-formirovaniya-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-s-onr (дата обращения: 01.07.2021).
Никитина, А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей / А.Ю. Никитина. – Текст : непосредственный // Логопедия. – 2003. – № 1-2. – С. 69-72.
Если же говорить о народной сказке, то следует указать, что в использовании ее в качестве средства развития связной речи детей используются различные приемы. Каждый из приемов предполагает собой определенного рода эмоциональное воздействие на ребенка.
Е.А. Лашко, Л.В. Ворошнина и А.Е. Шибицкая подразделяют приемы работы со сказкой по развитию связной речи на прямые и косвенные. К первым относят: образец, объяснение, вопрос, оценку ответа, указания. К косвенным приемам обычно относят: напоминание, советы, подсказку, разного рода исправления, замечания, реплики [5].
Существуют разнообразные приемы, направленные на развитие образной связной речи детей. Одними из наиболее известных работ, связанных именно с этим направлением можно найти у исследователей О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.Ю. Никитиной и других [3, 6].
Более полно данный вопрос является освещенным у А.М. Бородич в ее работе «Методика развития речи детей». Условно приемы