Содержание курса иноязычной подготовки с элементами предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе
На современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране целью освоения предмета «Иностранный язык» обучающимися является формирование у них универсальной компетенции-4 (УК-4), которая включает способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия. Иноязычная подготовка студентов различных специальностей неязыковых вузов рассчитана на 2-4 семестра обучения, что вызывает необходимость искать способы повышения эффективности обучения иностранному языку и актуализирует проблему организации успешного освоения курса в сжатые сроки.
Список литературы:
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // ИЯШ. --2001. --1997. --№ 4.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам (пособие для учителей) -- М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. -- 165с.
3. Канунникова Н.В. Лингводидактические основы проектирования интегративного курса обучения иностранному языку студентов экономических специальностей вузов:дис. …к-та пед.наук. Томск, 2005
4. Мелехина Е.А. Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL в вузе: цели, содержание, методология // Известия РГПУ, 2021, № 199, С.81-90.
5. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Интегрированное предметно-языковое обучение и его перспективы в российских технических вузах // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 6. С. 182-196.Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи : Подготовка переводчиков : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Воен. ин-т. - Москва : Высшая школа, 1990. - 239 с.
6. Чекун О.А. Предметно-языковое интегрированное обучение в неязыковых вузах // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 1. - С. 163-170.
7. Мarsh D. (2002), Content and language integrated learning: the European dimension – actions, trends and foresight potential. Oxford: Oxford University Press, 204 p.
8. Mehisto P., Marsh D., Frigols M. (2008), Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education, 240 p.
Ситуации коммуникативной деятельности, темы и тексты, языковые и страноведческие знания, языковые навыки, речевые, коммуникативные, интеллектуальные, учебные и адаптивные умения.
Учитывая особенности предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку, ведущими компонентами мы считаем не языковые аспекты обучения, а профессионально-содержательные. Следовательно, именно предметная сторона содержания (термин Гальсковой [2]) позволяет выйти за рамки учебного курса «Иностранный язык» посредством осуществления междисциплинарной интеграции языковой подготовки и профессиональной. В этой связи нам представляется целесообразным рассмотреть основные компоненты предметного содержания обучения иностранному языку, которые включают: