Борьба с неграмотностью в СССР в 1920-е годы
Введение
К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12%, за вычетом детей до 9 лет — 16 %, по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал, но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает». По прошествии трёх лет войны, к 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной, особенно в Средней Азии.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Обзор источников и Обзор историографии………………….12
Глава 1. Уровень образования советского населения на момент прихода большевиков к власти.………………………………13
Глава 2. Задачи и организационные структуры кампании по борьбе с неграмотностью.……………………………………….17
Глава 3.Результаты деятельности кампании по ликвидации безграмотности…………………..23
Заключение……………………………………………………………….29
Список источнников и список литературы………………………………. 32
Список использованных источников и литературы
Абакумов А. А. и др. (сост.) Народное образование в СССР: сб. доку- ментов 1917–1973 гг. М.: Педагогика, 1974.
Глущенко И. Солдат как читатель. Исследование читательских интересов красноармейцев в 1920 г. / И. В. Глущенко, В. А. Куренной (ред.) Время, вперед! Культурная политика в СССР. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
Кадомцев Б. П. Профессиональный и социальный состав населения Европейской России по данным переписи 1897 г. СПб., 1909.
Карпов Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954.
Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ, 1999.
Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967.
Маруцкий Э. С., Ефимова Е. А., Смирнова И. Ю. Государственная поли- тика в сфере ликвидации неграмотности в 1921–1932 гг. На материалах Нижнего Поволжья. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010.
Муртазина Л. Р. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере республики Татарстан). Казань, 2002.
Петрова Я. И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920–1930-е годы. канд. пед. наук. Самара, 2010.
Петрова Я. И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920–1930-е годы. Самара: Самарский ун-т, 2011.
Соломатина Т.Б.Ликвидация неграмотности населения в России в первой половине ХХ века. М.: Педагогическое общество России, 2013.
Филиппов Ф. Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М.: Мысль, 1976.
Элькина Д. Ю. На культурном фронте. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.
Эрде Д. Неграмотность и борьба с ней. Харьков: Пролетарий, 1926.
Dobrenko E. (1997) The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature. Stanford: Stanford University.
Eklof B. (1987) Russian Literacy Campaigns 1861–1939 / H. J. Graff, R. F. Ar-nove
Хотя успехи грамотности в России в течение ХIХ начала ХХ в. довольно незначительны: среднегодовой темп роста грамотности сельского населения равнялся приблизительно 1.8 %, всего населения — 1.6 %.
В целом у всех сословий уровни грамотности заметно сблизились: коэффициент вариации сословной грамотности в 1847 г. был высок — 68 %, в 1917 г. стал умеренным — 38%. Монополия господствующего класса на грамотность была подорвана, однако различия между сословиями в отношении грамотности оставались значительными. В 1847 максимальная грамотность у дворян превосходила минимальную грамотность у сельских сословий на 66 %, в 1917 г. максимальная грамотность у духовенства была на 59 % выше минимальной грамотности крестьянства.