Эмоциональный интеллект и успешность в общении
ВВЕДЕНИЕ
Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционному интеллекту широко распространена в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла сторонников и противников. Некоторые ученые признают существование определенного комплекса личностных качеств (способностей), которые отвечают за эффективное взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов психики и влияют на успешное функционирование личности в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.). Тем не менее, некоторые авторы критикуют эту концепцию в связи с размытием и чрезмерной широтой понятия эмоционального интеллекта, чрезмерно оптимистичными прогнозами относительно решающей важности эмоционального интеллекта по сравнению с IQ; отсутствие эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить (или опровергнуть) многочисленные теоретические материалы; непропорционально высокие ожидания относительно влияния эмоционального интеллекта на уровень интеллекта; отсутствие эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить (или опровергнуть) многочисленные теоретические материалы; непропорционально высокие ожидания в отношении влияния эмоционального интеллекта на уровень эмоционального интеллекта; отсутствие эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить (или опровергнуть) многочисленные теоретические материалы; непропорционально высокие ожидания Интеллект на успех в профессиях (Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность эмоционального интеллекта
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Структура эмоционального интеллекта
1.3 Предпосылки для развития эмоционального интеллекта
Глава 2. Эмоциональный интеллект и успешность в общении
2.1 Эмоциональный интеллект как фактор эффективности успешного общения
2.2 Влияние эмоционального интеллекта на социализацию личности
2.3 Эмоциональный интеллект как фактор разрешения конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А.Адлер – М.: Академический Проект, 2007. – 240с.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. / Н.В.Гришина - СПб.: Питер, 2000 – 464с.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. / А.В.Дмитриев – М.: Альфа, 2003. – 336с.
5. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Л.В.Куликов – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /Д.В.Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.// Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С.29 - 36.
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. / Л.А.Петровская – М.: Изд-во МГУ, 1989 – 216с. Плотникова С.Н. Непрямое общение в беседе / С.Н.Плотникова [Электронный ресурс].
8. Социальная психология / под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр Академия, 2006. – 600с.
9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. /Р.Фрейджер, Д.Фрейдимен - СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 704с
"Локус контроля формируется в процессе социализации и становится в дальнейшем устойчивым личностным качеством. Результаты исследований показывают, что испытуемые с внутренним локус-контролем чаще осуждают себя и более чувствительны к ситуациям, в которых они осуждают других, в то время как их коллеги с внешней локализацией контроля, с большей вероятностью склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с осознанием и управлением собственными эмоциями, с эмпатией по отношению к обидчику. Это означает, что внешний локус контроля и способность к прощению предполагают достаточно высокий уровень развития когнитивных способностей, связанных с обработкой эмоциональной информации» [8, с.97].
Религиозность. "Во-первых, у религиозных людей преобладает внешний локус контроля, который, как было показано выше, способствует эмпатии и самоконтролю эмоций: во всех событиях своей жизни верующие видят волю Бога. Во-вторых, религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, прежде всего развитие чувства безусловной любви. В-третьих, подготовка к церковным таинствам невозможна без самоанализа деятельности и сопровождающих ее эмоций; исповедь сопровождается переживанием катарсического освобождения и является стимулом к самосовершенствованию, требующим самоограничения и саморегуляции. Следует согласиться с положением В.Д. Шадрикова, в котором говорится, что вера не только делает чувства человека эмоционально богаче, но и перестраивает всю его внутреннюю жизнь, обогащает его эмоции и чувства, придавая им новое качество»[1, с. 65].