Технологии искусственного интеллекта в государственных корпорациях (на примере ГК Ростех)
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях ускоряющегося технологического развития в мире стремительно нарастает скорость изменений, время бизнес-цикла от идеи до получения прибыли сократилось от нескольких лет до нескольких месяцев, а компаниям для эффективной деятельности не обязательно обладать материальными активами. Компаниям, чтобы выживать в новых условиях, необходимо повышать качество принимаемых стратегических решений, причем такие решения должны быть быстрыми, гибкими и аналитически обоснованными. В основе такого пути развития должны лежать интеллектуальные способы управления наиболее важным в XXI веке ресурсом - информацией.
Вместе с тем, как написано в российской стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, за счет возможностей повышать эффективность «процессов планирования, прогнозирования и принятия управленческих решений» искусственный интеллект является перспективной технологией, позволяющей в XXI веке справиться с задачей повышения эффективности принимаемых решений, качественно обрабатывая большие массивы данных, обеспечивая человека аналитически обоснованными рекомендациями, избегая феномена «группового мышления» и иных человеческих искажений в процессе принятия решений. Уже сейчас технологии искусственного интеллекта применяются в различных управленческих областях: от вопросов управления персоналом до аудита, юридической поддержки и оценки инвестиционных проектов.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования искусственного интеллекта в сфере государственного управления 7
1.1. Понятие и сущность искусственного интеллекта 7
1.2. Технологии искусственного интеллекта, реализуемые в государственном секторе 19
1.3. Зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в сфере государственного управления 28
Глава 2. Анализ внедрения ИИ в ГК Ростех 40
2.1. Характеристика ГК Ростех 40
2.2. Особенности применения ИИ в машиностроении и промышленности 47
2.3. Анализ проблем и возможностей применения ИИ в ГК Ростех 61
Глава 3. Риски и повышение эффективности использования ИИ 71
3.1. Риски применения технологий искусственного интеллекта в государственном секторе 71
3.2. Технологии совершенствования внедрения ИИ 80
3.3. Повышение эффективности использования ИИ в государственных корпорациях 85
Заключение 93
Список используемой литературы и источников 99
Список используемой литературы и источников
1. Desouza K.C. Delivering Artificial Intelligence in Government: Challenges and Opportunities, IBM Center for The Business of Government, 2018.
2. Wang W., Siau K. Artifcial Intelligence: A Study on Governance, Policies, and Regulations, MWAIS, 2018, Proceedings 40 // https://aisel.aisnet.org/mwais2018/40
3. West D., Allen J. How artificial intelligence is transforming the world, BROOKINGS, Tuesday, April 24, 2018 // https://www.brookings.edu/research/how-artificial-intelligence-is-transforming-the-world/
4. Walsh T. The AI Revolution, Education: Future Frontiers | Occasional Paper Series, 2017 // https ://education.nsw.gov.au/media/exar/The_AI_Revolution_TobyWalsh.pdf
5. Mikhaylov S., Esteve M., Campion A. Artificial intelligence for the public sector: opportunities and challenges of cross-sector collaboration // Philosophical Transactions A, 06 August 2018 // https://doi.org/10.1098/rsta.2017.0357
6. Васин С.Г Искусственный интеллект в управлении государством // Управление, № 3, 2017, с. 5-10.
7. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.— 114 с.
8. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: Научная монография / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2017. - 257 с.
9. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: юридические науки, № 1, 2018, с. 91-109.
10. Международные и социальные последствия использования технологий искусственного интеллекта. Рабочая тетрадь №44 / 2018 [С.В. Карелов, М.В. Карлюк, А.Г. Колонин, Н.М. Маркоткин, Д.Р. Шефтелович]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2018 - 60 с.
11. Понкин И.В. Использование технологий искусственного интеллекта в государственном управлении // Понкин И.В. Теория публичного управления: Уч. для магистратуры и программ Master of Public Administration / Предисл. А.Б. Зеленцова / Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Буки Веди, 2017. - 728 с. - С. 311-313.
12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (разработан Минэкономразвития России)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281493/
13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
14. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 27.12.2018 № 6
15. Бородакий Ю.В., Добродеев А.Ю., Бутусов И.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (Часть 2) // Вопросы кибербезопасности, № 1(2), 2014 // http://cyberrus.com/wp-content/uploads/2014/03/5-12.pdf
16. Аитов Т. Умный банк в большом городе // https://ib-bank.ru/bisjournal/post/626
17. Интеллектуальная система поддержки принятия врачебных решений // https://files.data-economy.ru/cipr/3opinion.pdf
18. Botkin.AI. Искусственный интеллект с медицинскими знаниями // http://botkin.ai/
19. Kouziokas G.N. The application of artificial intelligence in public administration for forecasting high crime risk transportation areas in urban environment // 3rd Conference on Sustainable Urban Mobility, 3rd CSUM 2016, 26-27 May 2016, Volos, Greece / Ed. by E.G. Nathanail, M.A. Gogas. Vol. 24. - Volos (Greece), 2017. - 538 p. - P. 467-473. -P. 467.
20. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России // https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/
21. Косоруков А.А. — Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении // Социодинамика. - 2019. - № 5. URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=29714
Потопахин В.В. Романтика искусственного интеллекта. –М.: ДМК Пресс, 2017. –170 с.: ил.
22. Бринк Хенрик, Ричардс Джозеф, Феверолф Марк. Машинное обучение. –СПб.: Питер, 2017. – 336 с.: ил. –(Серия «Библиотека программиста»).
23. Панов А.И. НИУ ВШЭ. Введение в методы ИИ – 28.09.2017. https://cs.hse.ru/data/2017/10/08/1159578493/Slides-IntroToAI-HSE-2017-01-Panov.pdf
24. Алексеев А.В. Организационно-экономический механизм внедрения технологий искусственного интеллекта в России // Новые технологии. 2020. Вып. 3(53). С. 89-98.
25. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Науковедческие исследования. 2018. С. 129-153. URL: https: // ceberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-iskusstvennogo-intellekta.
26. Королев И. Будущее искусственного интеллекта в России: как технологии превратятся в решения [Электронный ресурс] // ИТ-безопасность. URL: https:// cnews.ru / articles / 2019-10-02_budushchee_iskusstvennogo_intellekta
27. Wang W., Siau K. Artifcial Intelligence: A Study on Governance, Policies, and Regulations, MWAIS, 2018, Proceedings 40 [Электронный ресурс]. URL: https; // aisle.aisnet.org
28. Косоруков А.А. Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении // Социодинамика. 2019. №5. С. 43-58.
29. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ №490 от 10 октября 2019 г. // СПС «Гарант»
Начиная с 1970-1980-х годов государственные учреждения развитых стран внедряли различные информационные технологии в свои административные процессы. Концепция электронного правительства появилась в 1990-е годы и включала внедрение информационных технологий и цифровых систем во внутренние и внешние процессы и системы управления. С 2010 г. электронное правительство начало проникать в сферу взаимодействия бизнеса, общества и государства. Инициативы электронного правительства и государственные цифровые системы имеют большой потенциал для развития предпринимательства и повышения качества предоставления государственных услуг населению, а также для более открытого взаимодействия государства и общества. Такие страны, как Китай, Соединенные Штаты Америки и большинство стран ЕС, уже активно разрабатывают и внедряют национальные стратегии развития ИИ, а также используют эту технологию для улучшения внутренних процессов управления, предоставления услуг и взаимодействия с гражданами.
В последнее время также наблюдается сдвиг в сторону систематической оценки влияния электронного правительства на устойчивое развитие в рамках резолюции ООН 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Однако нынешний кризис, связанный с пандемией COVID-19, с новой остротой ставит вопросы защиты основных прав граждан в чрезвычайных условиях, поскольку многие правительства разрабатывают и внедряют специальные приложения, в том числе с использованием ИИ, для отслеживания поведения граждан в попытке снизить риск распространения заболевания. Опасность этого заключается не в экстренном реагировании на ЧС, а в посткризисном управлении данными и цифровыми инфраструктурами - не возникнет ли желание у органов власти продолжать нарушать личные права граждан, такие как неприкосновенность частной жизни и контроль за свободным передвижением, посредством цифрового отслеживания, приложений с поддержкой ИИ и систем прогностического моделирования?