Холокост как «культурная травма» и источник институциональных изменений
Введение
Изучение трагедии Холокоста и памяти об этой трагедии по сей день –сложная и необходимая тема, самое значительное событие в еврейской истории, фундаментальная травма евреев. Исследования показали, что в большинстве стран мира Холокост воспринимается как наследие, историческая память выживших евреев и их потомков, а также – часть всемирной истории. Е. Рождественская цитирует Дж. Александера считавшего, что «ужасающая травма евреев стал травмой всего человечества». Опыт Холокоста необратимо изменил современный мир. Осмысление этого опыта привели к формированию целого арсенала понятий и норм, действие которых широко распространяется и на бытовое насилие, и на исторические формы насилия вроде рабства, геноцида по отношению к коренным народам, колониального угнетения. Подобное концептуальное и дискурсивное расширение той сферы, где применяется понятие травмы, отнюдь «не приводит … к отрицанию его уникальности. Справедливо суждение о том, что в настоящее время самый мощный исслед
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Основная часть………………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….20
Список источников и литературы……………………………........................21
Список источников и литературы
Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3.
Артёмова С.В., Шахназарян Н.Р. Анализ концептов травмы и памяти: интерпретация «наследования» травмы через призмы объединительных парадигм // История. Общество. Политика. 2020. №3(15)
Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое лит. обозрение, 2014.
Ассман А. Существует ли глобальная память о Холокосте? Расширение и границы нового сообщества памяти // Историческая экспертиза. 2017. № 4.
Баранова В.А., Донцов А.И. Коллективные воспоминания и культурная травма разных поколенческих групп // Социальная психология и общество 2019. Т. 10. № 2.
Бауман З. Актуальность холокоста. М.: Изд-во «Европа», 2010.
Бурлакова Н., Олешкевич Е. Построение идентичности и социокультурные и психологические механизмы передачи опыта Холокоста второму поколению в Израиле и в Восточной Европе: сравнительный анализ // История еврейского народа: Материалы конференций и семинаров 2009 – 2014 гг. / сост. Г. Смирин. Рига: Общество «Шамир», 2015.
Бурлакова Н., Олешкевич Е. Травматический опыт Холокоста как часть исторической памяти и идентичности второго поколения // Психология и психотехника. 2014. № 9(72)
Катастрофа // Краткая еврейская энциклопедия. Т. 4. Кабак – Лютер. Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1988.
Кимерман Э. Воспоминания переживших Холокост, или Память против боли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150505/227612184.html. (дата обращения 07.10.2021)
Коротецкая Л.В. Холокост как социальная и культурная реконструкция памяти: фактор травмы и позиция жертвы // СОЦИС. 2016. № 3.
Маркелов А.С. Феномен холокоста в рамках концепции культурной травмы // Modern science. 2021. № 7.
Мужиковская В.Р., Амиров В.М. Трагедия Холокоста и зарубежные русскоязычные еврейские СМИ: Особенности современного осмысления // Политическая лингвис
большинством ветеранов; критика, которая включала острые вопросы о еврейской диаспоре, об истреблении евреев Европы, не успевших вовремя иммигрировать в Палестину; самообвинение – удел многих ветеранов, которые чувствовали, что они не смогли помочь своим братьям в Европе. Чувство вины также испытывали многие из оставшихся в живых, своего рода смутное чувство, как будто они выжили за счет жертв.
В первые десятилетия после Холокоста коллективная память об этой трагедии в израильской культуре, основанная в основном на идеологическом, национально-институциональном содержании, была основана на патетическом поминовении, сосредоточенном на вопросах, непосредственно связанных с преследованием и истреблением, а также на еврейских уроках прошлого Холокоста. Историческая травма Холокоста характеризовалась в послевоенное время различием между личной готовностью жертв вспоминать пережитое и рассказывать о нем, с одной стороны, и нежеланием социального окружения выслушивать рассказы жертв,