Роль категоризации в философии и когнитивных науках (психологии, лингвистике)

В реферате рассмотрена роль категоризации в философии, психологии и лингвистике; описаны представления Л.С. Выготского о категоризации.
Author image
Anya
Тип
Реферат
Дата загрузки
06.09.2022
Объем файла
4167 Кб
Количество страниц
11
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Категория — это предельно общее фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. Образуется как последний результат абстрагирования от предметов и их особенных признаков.
Категоризация — это метод отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого выступают категории, выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. Категоризация может охватывать не только материальные предметы, но и сенсорные и перцептивные образцы, социальные стереотипы, эталоны поведения, обобщения в целом, несущие в себе совокупный общественный опыт.
При всём разнообразии способов категоризации — психологическом, логическом, математическом и других — всегда существует главная проблема: на основании каких критериев осуществляется эта операция и какие категории являются главными, определяющими. Её решение не сводится к классификации на основе по

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Роль категоризации в философии, психологии и лингвистике 4

2. Представления Л.С. Выготского о категоризации 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Список использованной литературы 13

Список использованной литературы

1. Абишева Клара Мухамедияровна Категоризация и ее основные принципы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorizatsiya-i-ee-osnovnye-printsipy (дата обращения: 15.03.2022).
2. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 522.
3. Боярская Елена Леонидовна Категоризация как базовая когнитивная процедура // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorizatsiya-kak-bazovaya-kognitivnaya-protsedura (дата обращения: 19.03.2022). 
4. Дубровский Д.И. Восприятие как феномен субъективной реальности // Эпистемология & философия науки. 2006. Т. 7. № 1. 
5. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 2015. — № 5. — С. 89-106
6. Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012, 5 (1), с. 34—46
7. Самигулина Ф. Г. Оценочная категоризация: психолингвистический аспект // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-kategorizatsiya-psiholingvisticheskiy-aspekt (дата обращения: 04.03.2022).

категоризации. Когда разрабатываются новые теории, то их значимость зависит от четырех параметров — дискриптивной адекватности, глубины экспликации, продуктивности и потенциала формализации [4]. Именно с точки зрения первых трех показателей теория прототипов имеет важное значение для проведения лингвистических исследований.
Во-первых, ее объяснительная сила позволяет изучать и анализировать целый ряд семантических феноменов, не получивших достаточно пристального рассмотрения в рамках структурной семантики, — анализ структуры лексических категорий, динамичной и гибкой природы значения и т. д. Теория прототипов предлагает дискриптивный подход к изучению лексического значения, уделяя особое внимание размытости границ, градации, гибкости и кластеризации смыслов [7].Продолжая разработку теории категоризации, Дж. Лакофф предложил теорию идеализированных когнитивных моделей (ИКМ), которая позволяет преодолеть «узкие» места теории прототипов. Идеализированные когнитивные модели представляю

Похожие работы