Качество аудиторских услуг и пути его повышения
Введение
Актуальность темы. На современном этапе аудиторские услуги являются неотъемлемым элементом отечественного рынка. Аудиторские услуги направлены на защиту законных имущественных интересов организаций путем независимого финансового контроля, подтверждения достоверности финансовой отчетности о результатах хозяйственной деятельности и оказания услуг по профилю деятельности. Аудиторские услуги способствуют удовлетворению данных потребностей, поскольку зачастую аудит является необходимым условием для установления внешнеэкономических отношений хозяйствующих субъектов. Проблема повышения качества аудиторских услуг в настоящее время актуальна по нескольким причинам. Прежде всего, аудиторские услуги становятся одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности аудируемых организаций. Поэтому, качество аудиторской услуги перестает быть категорией внутренней самооценки аудитора, а становится объектом прямой и косвенной оценки рынком. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что негативные последствия некачественных аудиторских услуг могут привести к экономическому краху аудируемых лиц.
Принятие и постоянное совершенствование стандартов аудиторской деятельности, обострившаяся конкуренция на рынке аудиторских услуг предопределили необходимость дальнейшего развития теории и совершенствования методики повышения качества аудиторских услуг.
Организация действенной системы контроля качества аудиторских услуг, как со стороны государства, так и внутри аудиторской организации позволит повысить качество аудита и аудиторских услуг. Назрела необходимость тщательной научно-практической разработки и решения наиболее актуальных вопросов, связанных с оценкой системы внешнего и внутреннего контроля качества аудиторских услуг, а также выработки основных направлений повышения качества оказываемых услуг в аудиторских организациях. Качественным может быть признан только аудит, проводимый в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, ведь даже небольшие отступления от действующих стандартов аудита могут повлечь за собой некачественно проведенную проверку. Качество аудита является субъективной категорией и в связи с общественной значимостью аудита. В первую очередь, она нуждается в выработке объективных критериев, позволяющих оценить качество работы аудиторских организаций в целом и каждого аудитора в отдельности. Качество аудиторских услуг имеет большое значение не только для представителей аудируемого лица, но и для всех заинтересованных пользователей его отчетности. Объективные выводы аудитора позволяют принимать верные решения по управлению и дальнейшему развитию предприятий.
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………..
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты качества аудиторских услуг ……….
1.1 Категория «качества» аудиторских услуг и критерии его оценки
1.2 Регулирование качества аудиторских услуг за рубежом и в Республике Казахстан……………………………………………….
2 Внешний контроль качества аудиторских услуг в Республике Казахстан……………………………………………..
2.1 Организация внешнего контроля качества и его этапы …………..
2.2 Методика проверки наличия и соответствия внутренних стандартов аудиторских организаций МСА………………………
2.3 Проверка качества отдельного аудиторского задания.....................
2.4 Мониторинг проверки качества работы аудиторских организаций ………………………………………………………….
2.5 Основные проблемы и пути повышения качества аудиторских услуг в Республике Казахстан ……………………………………...
Заключение………………………………………………………………… 32
Список использованных источников…………………………………... 34
Список использованных источников
1 Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.И. Подольского. 5-е изд., перераб.доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 607 с.
2 Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие/ под ред. проф. Я.В. Соколова.- М.: Магистр, 2011.- 463 с.
3 Дюсембаев К.Ш. Теория и эволюция аудита. -Алматы: Экономика, 2012.-722 с.
4 Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство.- Алматы: LEM, 2010.-236 с.
5 Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. 3-е издание / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2015. - 464 c.
6 Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
7 Робертсон Джек К. Аудит. Перевод с англ / Робертсон Джек К.. - М.: Контакт, 2017. - 496 c.
8 Макальская О.А. Аудит некоммерческих организаций / Макальская, М.Л. и. - М.: Дело и сервис, 2016. - 192 c.
9 Тусибаева Г.С. Качество аудиторских услуг: теория, методология, контроль: монография. – Астана: Изд. КазУЭФМТ, 2015.-192с.
10 Сагиндыкова Г.М. Практический аудит. Учебное пособие- Астана. Издательство КазУЭФМТ, 2012. -180с.
11 Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2021 г.)//https://www. online.zakon.kz
12 Сборник Международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг// http://www.audit.kz
13 http:www.audit.kz
14 Абленов Д.О. Профессиональный аудит: учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2017. - 556 с.
15 Правила проведения внешнего контроля качества ПАО «Палата аудиторов РК// http:www.audit.kz
16 Жминько С.И. Внутренний аудит / С.И. Жминько, О.И. Швырева, М.Ф. Сафонова. - М.: Феникс, 2017. - 320 c.
17 Мельник М.В., Макальская М.Л., Пирожкова Н.Л., Сиротенко Э.А. Аудит: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2015. - 208 с.
18 Скобара В. В. Аудит. Методология и организация / В.В. Скобара. - М.: Дело и сервис, 2016. - 576 c.
19 https://www.auditkz.kz/
20 Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - 6-e изд. - ИНФРА-М М.: 2014.- 352 с.
21 Нургазиева Л.А. Становление и развитие института аудита в Республике Казахстан // www.almau.edu.kz
22 Кочинев Ю.Ю. Аудит / Ю.Ю. Кочинев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2015. - 304 c.
23 Аудит возьмут под контроль //https://inbusiness.kz/ru/news/audit-vozmut-pod-kontrol
После завершения проверки руководитель рабочей группы проводит обсуждение результатов ее проведения с руководителем ТОО «Atameken-Aydit». Содержание обсуждения включает: ход проведенной проверки; существенные замечания; отмеченные сильные и слабые стороны в деятельности проверяемого субъекта; предложения по совершенствованию работы. Проект отчета рабочей группы согласуется с руководителем ТОО «Atameken-Aydit». В случае необходимости в течение 15 календарных дней со дня ознакомления с проектом отчета ТОО «Atameken-Aydit» должно подготовить план мероприятий, в котором отражаются виды работ по устранению недостатков. Отчет в окончательной форме составляется в одном экземпляре, и после согласования с руководителем ТОО «Atameken-Aydit» и получения от него письменных пояснений передается в Комитет по осуществлению внешнего контроля качества аудиторских организаций ПАО «Палата аудиторов РК».
Отчет рабочей группы рассматривается и утверждается на заседании Комитета, который по результатам проведенного внешнего контроля качества и на основании Отчета рабочей группы выставляет соответствующую оценку проверяемому субъекту. В таблице 2 приведены возможные виды оценок, которые выставляются по итогам проведенного внешнего контроля качества.