Особенности предупредительной деятельности, подразделений собственной безопасности органов внутренних дел при осуществлении антикоррупционной деятельности: компетенция, оснащенность, заинтересованность, ответственность
Введение
Коррупционные правонарушения и преступления относятся к социально - негативному явлению, которое отрицательно влияет на государственную безопасность Российской Федерации, так как наносит ущерб нормальному порядку государственного управления, нормальному функционированию государства, эффективному развитию экономики и противоречит конституционным принципам социальной справедливости. В конечном итоге, в обществе складываются антигосударственные настроения, власть теряет авторитет и, в том числе, уважение граждан.
Чтобы избежать всех вышеперечисленных негативных последствий, в Российской Федерации созданы специально уполномоченные органы, которые занимаются выявлением, пресечением и раскрытием коррупционных правонарушений (в том числе и уголовно-наказуемых) и привлечение лиц, которыесовершают данные преступления, к ответственности, говоря в двух словах, данные органы осуществляют антикоррупционную деятельность.
Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел – это совокупность мероприятий организационного, правового, морального, профилактического и иного характера, направленных на предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование коррупционных претуплений и правонарушений в органах внутренних дел.
Содержание
1. Управление собственной безопасности, его полномочия при осуществлении антикоррупционной деятельности 5
2. Особенности предупредительной деятельности подразделений собственной безопасности ОВД 8
3. Компетенция, оснащенность, заинтересованность подразделений собственной безопасности при осуществлении антикоррупционной деятельности 13
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 16
Список использованных источников и литературы
а) нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: с изм. от 1 июля 2020 г. - М. :
ЭКСМО, 2020. - 47 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: ред. от 09.03.2022 года // Консультант Плюс:
комп. справ. правовая система [Электронный ресурс].- URL:
http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.03.2022).
3. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций
против коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 08.03.2006 года № 40-ФЗ:
ред. от 21.03.2006 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система
[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения:
23.03.2022).
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант
Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.03.2022).
5. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 года № 3-
ФЗ: ред. от 25.06.2012 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система 4 [Электронный ресурс].- URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.03.2022).
6. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от
25.12.2008 года № 273-ФЗ: ред. от 21.11.2011// Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс].-URL:
http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.03.2022).
7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:
федер. закон Рос. Федерации от 30.11.2011 года № 342-ФЗ: ред. от
30.11.2011// Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный
ресурс] URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.03.2022).
б) основная литература
1. Криминология: учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. – 4-е изд.,
перераб. И доп. – М., Норма. 2010.
2. Стролчилова,Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: монография/ Н.В.Строчилова; ВНИИ МВД России.- М.: ВНИИ МВД России, 2012.-124 с.
3. Сопнева, Е. В. Антикоррупционная деятельность в ОВД: специальный курс / Е. В. Сопнева. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2010.
4. Баранчикова, М.В. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией: учебное пособие / М.В.Баранчикова, Л.А. Алексеева;Орловский юридический институт МВД России.- Орел: ОрЮИ МВД России, 2012.-113с.
5. Анищенко, В.Н.Научное обеспечение деятельности подразделений
экономической безопасности и проитиводействия коррупции органов внутренних дел РФ: монография / В.Н.Анищенкко;ВНИИ МВД России,2012.-172
6. Нисневич Ю.А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003-2012 годах. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2014. С. 4.
7. Пащенко Ф.Ф. Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Вып. 2. Т. 4. С. 91.
8. Платов Е.В. Причины коррупции в России // Наука. Общество. Государство. Вып. 6. № 4 (24). 2018. С. 74.
9. Прозументов Л.М. К понятию «коррупция» в российском уголовном законодательстве // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы регион. науч.-практич. конф. / отв. ред. И.Ю. Остапович. Горно-Алтайск, 2010. С. 159.
10 Противодействие коррупции: учебное пособие / составители: А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина, И.О. Антонов, М.В. Талан, Ю.В. Виноградова, А.Д. Гильфанова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 192.
В настоящее время подразделения собственной безопасности имеют низкий уровень материально-технического обеспечения, что, несомненно, влияет на качество и эффективность проводимой работы по обеспечению антикоррупционной деятельности. Недостаточно эффективны специальные приборы и техника, необходимая для наблюдения, обнаружения и фиксации следов преступлений. Не исключена и проблема низкого качества и нехватки средств связи, скрытого наблюдения, установления факта вооружения и тд. Всё это приводит к росту совершения подобных преступлений сотрудниками правоохранительных органов.
В данный момент профилактическая деятельность для данных подразделений и их сотрудников не является приоритетной, хотя это декларативно провозглашено во многих приказах МВД Российской Федерации, да и в борьбе с преступностью в целом профилактика пока еще не стала главным направлением, а скорее является целью, к которой следует стремиться. Сама исторически сложившаяся структура органов внутренних дел ориентирована на выявление и раскрытие преступлений, а не на их предупреждение.