Развитие монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Своевременное формирование монологической речи оказывает влияние на развитие познавательной деятельности и общее развитие детей дошкольного возраста. В дошкольный период важнейшей предпосылкой развития монологической речи становится достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности [10, с. 224]. Поэтому, методологической основой изучения речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются современные представления о развитии их связной речи.
Недостаточное развитие монологической речи у детей с ОНР в последствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы. От того, насколько своевременно будет она сформирована у дошкольника, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация, следовательно, проблема развития монологической речи у дошкольников с ОНР достаточно важна и актуальна.
Данная проблема рассматривается в исследовательских трудах многих отечественны
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
§ 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования
§ 1.2. Монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня как психолого-педагогический феномен
§ 1.3 Комплекс логопедических упражнений по развитию
монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
Выводы по разделу 1
РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА
УПРАЖНЕНИЙ НАЦЕЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
§ 2.1. Предпроектное исследование уровня развития монологической
речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
§ 2.2. Апробация комплекса логопедических упражнений в
образовательном процессе дошкольной образовательной организации
§ 2.3. Оценка эффективности разработанного комплекса упражнений по развитию монологической речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Выводы по разделу 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдулатипова Р.И., Вялых К.С. Особенности монологической формы речи у старших дошкольников с общим недоразвитие третьего уровня // Дошкольное образование. 2019. № 3. С. 18-21.
Аванесова В.Н. Дидактические игры. М.: Просвещение, 2009. 212 с.
Авдеева Н.М. Теоретико-методологический анализ формирования навыков связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», г. Ижевск. 2015. С. 218-225.
Андреева Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 28-31. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2054 (дата обращения: 10.07.2021).
Артеменко О.Н. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://scienceforum.ru/2015/article/2015012312 (дата обращения: 10.07.2021)
Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5. С. 38-43.
Аскарова З.Ф. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня / З.Ф. Аскарова // Слово логопеда. 2020. № 3. С. 35-39.
Бодалев А.А. Общая психодиагностика.СПб.: Речь, 2000. 440 с.
Бурачевская О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 840-846. URL: https://moluch.ru/archive/88/17551/ (дата обращения: 19.07.2021).
Власенко И.Т. Особенности словесной памяти у детей недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2013. 300 с.
Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. М.: 2000. 340 с.
Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. II.М.: 194
Фронтальное или индивидуальное выполнение логопедических упражнений, «Какой? Какая? Какие?», «Один – много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Логопедические упражнения типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игровое упражнение идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета), обогащение словаря.
Многие логопедические упражнения ставят перед детьми задачу: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам,