Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества
ВВЕДЕНИЕ
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Целью данной работы является описать сущность власти и социальных нормповедения в первобытном обществе.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что, во-первых, понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох, во-вторых, это позволяет сформировать представление о власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Характеристика первобытного общества ……………………… 5
1.1 Становление первобытного общества ……………………………….. 5
1.2 Власть в первобытном обществе ……………………………………... 8
Раздел 2 Власть догосударственного периода ………………………….. 11
2.1 Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе ……. 11
2.2 Социальные нормы поведения в первобытном обществе …………... 17
2.3 Мононормы …………………………………………………………… 25
Заключение ………………………………………………………………… 27
Список использованных источников …………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества / Под общ. Ред. А.Г. Каплина., - М., 2011г.
2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. - М., 1998 г.
3. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999 г.
4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Политздат, 1989. - 224с./ М.: Политздат
5. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1994 г.
6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.
7. Общая теория права: пособие для вузов/С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. - 2-изд., исправл. И доп. - Минск: Амалфея, 2007. - 480 с.
8.Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2010 г.- М., с. 110-113.
9. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008 г.
10. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. - М., 2009 г., с. 203-206.
11. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М., 2008 г.
12. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 2009 г.
Лившиц Р. 3. Теория права. - М.: БЕК, 2009 г.
13. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011 г.
14. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2011 г.
15.Общая теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 2009 г.
16.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. . Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2008 г. Т. 1. Гл. 3.
17.Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 2011 г.
18.Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2008 г.
19.Теория государства и права. Часть 1: Теория государства / Под ред. А. Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 2007 г.
Электронные ресурсы
20. Открытый урок: «ТГП»: [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.01.20.URL:https://law.wikireading.ru/65515
Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимо защиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.
Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.