Организационно-правовые основы интеграции России и Беларуси: историко-правовой аспект

Цель написания курсовой работы состоит в комплексном, организационно-правовом исследовании проблемы объединения России и Беларуси, в обосновании и разработке концептуальных основ Союзного государства, а также предложений, которые способствовали бы совершенствованию организации и деятельности органов Союзного государства
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.09.2022
Объем файла
90 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Распад Советского Союза относят к числу самых трагичных событий конца XX в. Согласно результатам референдума 1991 г. о будущем СССР, а также опросам общественного мнения в России и Беларуси большинство россиян и белорусов хотели сохранить единое государство. Большая часть граждан Беларуси и России и сегодня выступают за восстановление духовных, политических, экономических и государственно-правовых уз, связывавших наши народы на протяжении многих веков современных условиях, когда стратегическое превосходство Запада становится все более выраженным, когда в мире активно переписываются итоги Второй мировой войны, обесценивается роль советского народа в победе над фашизмом, а рядом с границами России звучат националистические угрозы в адрес русского человека, наблюдается реальное расширение НАТО на восток, – такое обоюдное желание тесной двусторонней интеграции братских народов Беларуси и России выглядит вполне закономерным и логичным. 
Несмотря на сохранение повышенного внимания со стороны ученых и практиков к вопросам федеративного строительства и межгосударственных образований, совершенствования их правового регулирования, очевидна необходимость проведения отдельного научного исследования, посвященного анализу сущности и юридической природы Союзного государства Беларуси и России. Современная эпоха характеризуется значительной трансформацией классических видов объединений государств, причем этот процесс еще не окончен.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ….………………….8 
ГЛАВА 2 ВОПРОСЫ ГЕНЕЗИСА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ……………..…………………………………………11
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….......30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян С. А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: Конституционно-правовой анализ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2001. № 1. С. 3–15. 

2. Антоненко А.П. Росссийско-белорусское союзное государство органы публичной власти : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / А.П.Антоненко; Российский госуд. торгово – экономический унт-т. – Минск, 2007.– 24с.

3. Бабурин С.Н. Конституционный акт Союзного государства: несостоятельность проекта и необходимость альтернативы // Право и жизнь. 2006. № 95. 

4. Бобков В. Стратегические интересы: поиск баланса: взгляд из Минска на среднесрочные перспективы белорусско-российских отношений // Беларуская думка. 2009. № 4. С. 56-63.

5. Богатырева В. В., Салахова Ю. Ш. Факторы, влияющие на интеграционные процессы экономик Республики Беларусь и Российской Федерации // Право. Экономика. Психология. 2018. № 3. С. 19–30. 

6. Бровка Ю. П Белорусско-российская интеграция: международно-правовые аспекты // Вопросы международных отношений и внешней политики Республики Беларусь. Минск, 2004. С. 4–9. 

7. Вишняков В. Г. О соотношении норм международного и конституционного права (на примере Беларуси и России) // Журнал российского права. 2002. № 9. С. 11–21. 

8. Гваришвили А. А. К вопросу о природе Союзного государства Беларуси и России / А. А. Гваришвили // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2011. - № 3. - С. 74-81.

9. Гусев А.В. Национальная безопасность Беларуси и России: актуальные аспекты в контексте строительства Союзного государства // Беларуская думка. 2010. № 12. С. 28-33. 

10. Давлетгильдеев Р. Ш. О правовой природе СНГ и Союза Беларуси и России / Р. Ш. Давлетгильдеев // Журнал российского права. - 2000. - № 7. - С. 148-153.

11. Жавнерчик В.А. Конституционно-правовое развитие Союзного государства Беларуси и России / В. Жевнерчик // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. № 4. С. 111-115.

12. Златопольский Д. Л. Феномен нового государственного единства вместо СССР: перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1993. № 2. С. 3–13. 

13. Карпович Н. А. Союзное государство Беларуси и России: конституционно-правовые аспекты / Н. А. Карпович // Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы. Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства : сборник материалов. М., 2020. - С. 52-59.

14. Козик А.Л. Правовые аспекты разработки Конституционного акта Союзного государства/ А.Л. Козик // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. - №1. – С.3-10.

15. Косов А.П. Союзное государство Беларуси и России в 1999-2018 гг.: геополитический аспект/ А.П. Косов // Журнал Постсоветские исследования №1. – С. 537-549. 

16. Куракина С. И. Союзное государство Беларуси и России: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 31 с. 

17. Куракина С. И., Баршова О. А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 47. C. 137-159.

18. Куракина С. И. К вопросу о правовой природе Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации /С. И. Куракина // Вестник Мордовского университета. Серия «Юридические науки». - 2006. - № 1. - С. 123-127.

19. Лазарев Б. Е. Федерация или конфедерация? // Новый союзный договор: поиски решений. 1990. С. 72–89. 

20. Лафитский В.И. Дорога, ведущая в тупик? О конфедеративной форме государственного устройства // Народный депутат. 1991. № 4. 

21. Лоханская О.С. Объединения государств: общетеоретические и международный вопросы. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/ doc33p0/instrum1619/print1620.html> (дата обращения: 05.01.2020). 

22. Медведева Е. А. Перспективы перехода на единую валюту Беларуси и России // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. № 5. С. 61–68. 

23. Мисливская Г. Взаимный процесс. Парламентарии России и Беларуси обсудили пути развития Союзного государства // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. 26 нояб. 

24. Пастухова Н. Б. Союз России и Беларуси: этапы, особенности, перспективы: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 20 с. 

25. Сибгатуллин А. А. Союз России и Беларуси – политическое самоубийство или прорыв в будущее? // Татарстан. 2003. № 4. 

26. Сусяев А. И. Проблема политикоинституционального оформления союзного государства России и Беларуси // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. 2011. № 2 (20). 

27. Тиунов О. И. Союзное государство и его юридическая природа // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Геленджик, 3–5 июня 2008 г.) / ред. Н. И. Чергинец и др. Минск: БЕЛТА, 2009. 

28. Тихомиров Ю. Не надо бояться мнения народа // Российская газета. 1999. 16 окт. 

29. Трибуш А. Десять лет интеграции – десять лет взаимной выгоды // Экономика Беларуси. 2006. № 2 (7). С. 62–66. 

30. Шолодонов В. Беларусь – Россия: реальные плоды реальной интеграции // Экономика Беларуси. 2006. № 2 (7). С. 56–60.

По Договору, государства-участники Союзного государства сохраняют свой суверенитет и имеют возможность свободного выхода из Союза. Помимо этого, накладываются ограничения на международную правосубъектность Союзного государства – оно имеет право на международную деятельность и международные договоры, но исключительно по вопросам ведения Союзного государства. Все это признаки межгосударственного объединения, конфедерации [19]. К примеру, профессор О. И. Тиунов считает, что «Союзное государство представляет собой форму государственного устройства, при которой объединившиеся государства, сохраняя полностью суверенитет и независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для выполнения определенных функций – т. е. речь идет об объединении государств с элементами конфедерации. В соответствии с этим в пункте 2 статьи 3 Договора о создании Союзного государства закреплено положение о разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами участниками» [27]. Подобный взгляд на оценку правовой природы Союзного государства можно найти и у А. А. Гваришвили. Согласно его работе, Союзное государство, как уникальное межгосударственное образование, представляет собой парагосударство (или государствоподобное образование), которое на абстрактном уровне имеет главные черты «государствапроцесса», отражающие динамику и специфику этапа перехода к более плотному государственному единству суверенных субъектов СГ [12, с. 4-10]. По определению заместителя Председателя Парламентского собрания Союзного государства А. М. Бабакова, Союзное государство по своей природе является государственноподобным межгосударственным объединением. Что важно, Сообщество, а затем Союз Беларуси и России отвечали классическим принципам международной организации. Союзное государство же более интегрировано, и это «позволяет говорить о переходе от статуса международной организации к статусу государственно-подобного межгосударственного объединения».