Анализ и пути повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе нашей жизни, одной из актуальных тем в экономике является проблема повешения конкурентоспособности предприятий. A причиной этому служит то, что практически невозможно привести предприятие к успеху в условиях конкурентного рынка, если не прорабатывать точный план эффективного развития предприятия. A также на постоянной основе нужно повышать его конкурентоспособность на всех его уровнях. B продукции, предприятии, регионе, отрасли, стране и т.д.
Если брать рыночные условия, то конкуренция считается обычным явлением, она естественна. Можно даже сказать, что она есть закон товарного хозяйства. Основная и главная цель производителей – повысить производительность своей компании, увеличить масштабы производства и вводить, на постоянной основе, инновации, новые формы производства и управления заработной платой и т. д.
Конкуренция выполняет ряд функций, которые показывают ее положительную сторону в рыночной экономике. Это оказывает влияние на получение желаемого результата в производстве, потратив, как можно меньше времени, повышает его технический уровень, гарантирует улучшение качества и увеличения объёма продукции.
Первостепенной проблемой, которая стоит абсолютно перед всеми членами рыночных отношений является проблема повышения конкурентоспособности предприятий. Именно эта проблема входит в перечень вопросов, которые решаются с помощью маркетинговых инструментов. Причем мировой опыт хозяйствования показывает то, что преимущества в конкурентном поединке достигаются лишь за счет реализации наилучших маркетинговых решений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 5
1.1 Содержание понятия конкурентоспособности предприятий: сущность, источники, типы и функции 5
1.2 Характеристика, виды и критерии классификации малых и средних предприятий 7
1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность малых и средних предприятий 11
1.4 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 12
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 15
2.1 Методология отраслевого анализа 15
2.2 Методология ситуационного анализа 16
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 17
3.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Кондитерская фабрика Лаконд» 17
3.2 Анализ рынка кондитерских изделий 18
3.3 Ситуационный анализ 20
3.4 Направления повышения конкурентоспособности ООО «Кондитерская фабрика Лаконд» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
3. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга : учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
5. Инновационный маркетинг : учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
6. Информационные технологии в маркетинге : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
7. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
8. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
9. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
10. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
11. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге : учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
12. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 486 с.
13. Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с.
14. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом : учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 242 с.
15. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Е. Е. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 419 с.
16. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
17. Маркетинг. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
18. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности : учебник / под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Р.Р. Сидорчука, С.Н. Андреева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 589 с.
19. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 379 с.
20. Международный маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Воробьева [и др.] ; под редакцией К. .. Пецольдт, С. Ф. Сутырина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 398 с.
21. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 475 с.
22. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 374 с.
23. Основы маркетинга. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
24. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 186 с.
25. Рыжикова ,Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг : учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
26. Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик : учебное пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
27. Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг : учебник / В.Д. Секерин. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
28. Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг : учебник / Т.А. Тультаев. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
29. Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности : учебное пособие / М. Б. Щепакин, Э. Ф. Хандамова, В. М. Михайлова. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 232 c.
30. Энн Листра Понятие конкурса и цели участников / Procedia – Социальные и поведенческие науки – Том 213, 1 декабря, 2015, - 25 стр. (https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.398 )
31. Джордж Дж. Стиглер Совершенная конкуренция, исторически предполагаемая / Журнал политической экономии , том 65, номер 1, февраль 1957, стр 56. ( https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/257..)
32. Джон Викерс Концепции конкуренции / Издательство Оксфордского университета Новая серия, Том. 47, № 1 (январь 1995 г.) , стр. 1. ( https://www.jstor.org/stable/2663661).
33. Доллинджер, Марк Стратегии и ресурсы /Публикации Марша - 2008 г. ( http://hdl.handle.net/123456789/169/)
34. Магнус Хоппе Концепция предпринимательства – краткое введение / Мелардаленский университет -Том. 6, №. 2, 2016, 95-108 (https://hogreutbildning.se/index.php/hu/article/view/..)
35. Марк Кассон The Entrepreneur: An Economic Theory https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=vo..
36. Дэрил Г. Миттон Совершенный предприниматель / Теория и практика предпринимательства - 1 апреля 1989 г. (https://doi.org/10.1177/104225878901300303)
37. Марсела Родика Лука Ана-Мария Казан Дениса Томулеску Быть или не быть предпринимателем... / Procedia - Социальные и поведенческие науки Том 33, 2012, страницы 173-177. (https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.01.106 )
38. Марсела Родика, Лука Ана-Мария, Казан Дениса Томулеску Предпринимательская личность в высшем образовании / Procedia - Социальные и поведенческие науки - Том 84 , 9 июля 2013 г. , страницы 1045-1049. (https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.696 )
39. Сити Фахазарина Хазудин и Мохд Айдил Ридуан Аванг, Кадер и Нор, Хабиба Тармуджи, б]Майсара Исхак и Рослина Али Выявление мотивов открытия малого бизнеса, факторов успеха и барьеров: гендерный анализ / Procedia Economics and Finance - Том 31 , 2015 , страницы 436-443. (https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)01218-6 )
40. Кондитерская фаабрика Лаконд https://lakond.ru
41. Кондитерская фабрика Лаконд https://spark-interfax.ru/rostovskaya-oblast-rostov-na-donu/ooo-konditerskaya-fabrika-lakond-inn-6164110606-ogrn-1166196100047-05e28b6dcd0c4bd3948abae7eaab7436
В 2020 году, когда появился COVID-19, случился экономический кризис. Были затрону все отрасли экономики, они понесли серьезные опасности и потери из-за ограничений, вводимых Правительствами стран для сдерживания пандемии. Конечно же нарушились производственные процессы, жизненные условия и обыденные уклады, логистические цепочки поставок сырья и материалов, что стало критичным для многих компаний. Одновременно с этим в мире фиксировалось большое сокращение объемов производства той или иной продукции.
Исключением не стала и выбранная мною кондитерская отрасль. Устойчивый тренд на рост объемов производства закончился спадом в 2020 году. В сравнении с 2019 годом выпуск кондитерских изделий в стране сократился на 3,1% до уровня 3,89 млн. тонн. Этому способствовали разные факторы такие как: сокращение потребительского спроса ( из-за сокращения доходов населения), и переориентация домашних хозяйств на изготовление сладкой выпечки в домашних условиях, в том числе по причине перевода работников на удаленный режим работы.
В первом полугодии 2021 года в производстве кондитерских изделий в России наметилась стабилизация. В сравнении с январем – июнем 2020 года объемы выпуска выросли на 2,9%, превысив отметку 1,85 млн. тонн. Стоит отметить, что объемы производства выросли в каждом отдельно взятом регионе, входящем в TOP-5. В частности, в Московской области, на долю которой пришлось по итогам первой половины 2021 года 12% всего объема производства кондитерских изделий в стране, значение показателя увеличилось относительно шести месяцев 2020 год на 18,5%, в Воронежской области (9,3% совокупного объема) – на 4,5%, в Москве (5,9%) – на 7,6%